Рули и смотри

Рули и смотри

Кабинет министров Украины одобрил изменения в законодательстве о наружной рекламе на автодорогах и улицах, предусматривающие запрет размещения биллбордов вдоль проезжей части. Рекламисты Севастополя намерены искать компромиссные решения с разработчиками законопроекта. А представители КП «Благоустройство» Севастопольского горсовета считают, что даже принятие данного законопроекта глобально не повлияет на рекламную ситуацию в городе.Кабинет министров Украины на заседании 26 июня 2013 года одобрил изменения в законодательстве о наружной рекламе на автодорогах и улицах. Указанный законопроект был разработан Министерством внутренних дел Украины во исполнение программы экономических реформ «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», а также для приближения Украины к стандартам Европейского Союза.

По сообщению пресс-службы МВД Украины, законопроектом предусматривается внесение изменений в законы Украины «О рекламе» и «Об автомобильных дорогах». В частности, речь идет о запрете расположения средств наружной рекламы: на тротуарах, велосипедных и пешеходных дорожках, а также на аллеях; вне населенных пунктов на расстоянии менее 10 метров от края проезжей части (на сегодняшний день — 5 метров); в пределах полосы отвода автомобильных дорог общего пользования; над проезжей частью автомобильных дорог общего пользования; на разделительных полосах автомобильных дорог общего пользования; на поверхностях и опорах дорожных знаков, освещения, искусственных сооружений; в зоне транспортных развязок, мостов, путепроводов; в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий.

Реализация вышеуказанных норм закона позволит в первую очередь повысить безопасность дорожного движения путем уменьшения влияния посторонней информации на его участников, считают в МВД.

Иной точки зрения придерживаются, естественно, операторы рынка наружной рекламы.

Участники рынка наружной рекламы утверждают, что инициатива ГАИ фактически убьет отрасль. По словам главы координационного совета Ассоциации наружной рекламы Украины Артема Биденко, опубликованным «КоммерсантЪ», в Украине над дорогами размещено около 40 тыc. рекламных конструкций, или порядка 90% рынка наружной рекламы. Речь идет о рынке объемом 1,2 млрд грн (данные Всеукраинской рекламной коалиции по итогам 2012 года). В 2013 году этот рынок должен был вырасти еще на 16,7% — до 1,4 млрд грн.

В Севастополе участники рынка наружной рекламы ежемесячно перечисляют в бюджет города 260 тысяч гривен, или порядка трех миллионов в год. По данным «Славы Севастополя», в городе работают 18 операторов: полтора десятка севастопольских предприятий, остальные — киевские арендаторы земельных участков под бордами и ситилайтами. Все вместе они установили на улицах города (преимущественно вдоль проезжей части и на тротуарах) более 700 крупных металлических конструкций и более 400 ситилайтов. И, по словам председателя Ассоциации наружной рекламы Севастополя Марата Григорянца, данный законопроект «может поставить крест на всей этой наружной рекламе, поскольку все биллборды сейчас располагаются к дорогам ближе, чем на 10 метров». «Для городского бюджета поступления от операторов рынка наружной рекламы — это хороший источник наличных средств. Сегодня все конструкции инвентаризированы, и это — неправда, что пишут некоторые СМИ, будто город от рекламы ничего не получает. Средства в бюджет перечисляются. А поскольку, по моему мнению, речь идет о проблеме в национальном масштабе, рекламное сообщество будет искать компромиссы. Мы будем давать предложения и во Всеукраинскую ассоциацию для лоббирования интересов отрасли, и обращаться непосредственно к разработчикам проекта», — сказал Марат Григорянц.

Впрочем, нынешний законопроект — далеко не первая попытка запретить наружную рекламу на автодорогах. 3 июня 2013 года с законодательной инициативой «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно размещения внешней рекламы на автомобильных дорогах общего пользования, а также улицах и дорогах городов и других населенных пунктов» выступил народный депутат Антон Яценко (Партия регионов). В пояснительной записке к его законопроекту также говорится, что проект закона направлен на повышение безопасных условий дорожного движения, приведение законодательства в соответствие с требованиями, которые действуют в странах — членах Европейского Союза. И реализация указанного проекта закона не требует дополнительных материальных и финансовых затрат из государственного бюджета Украины, считает нардеп. А в самом законопроекте говорится, что закон вступает в силу со дня его опубликования, после чего Кабинету министров Украины в шестимесячный срок предстоит обеспечить приведение министерствами, другими центральными органами исполнительной власти своих нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим законом. Кто будет демонтировать уже установленные конструкции — в разработанных документах ни слова. Правда, говорится о том, что разрешения, выданные и согласованные до вступления в силу этого закона, применяются до окончания срока их действия.

Так вот, даже в случае принятия какой-либо версии законопроекта (ориентировочно Верховная Рада должна приступить к рассмотрению проекта в сентябре 2013 года) на дорогах Севастополя ситуация не изменится, как минимум, несколько лет. Поскольку, как сообщили «Славе Севастополя» в КП «Благоустройство», разрешение на установление конструкций выдается сроком на пять лет, и в Севастополе эта работа была проведена с большинством операторов в 2012 году.

В коммунальном предприятии, которое администрирует средства, поступающие от рекламщиков в специальный фонд горсовета, считают, что для реализации социальных программ городу нужен любой доход, в том числе и от наружной рекламы. Но в самом законопроекте в КП «Благоустройство» не видят ничего крамольного. По мнению коммунальщиков, речь идет не об уничтожении бизнеса, а всего лишь о дислокации объектов. «Любую конструкцию можно переместить, поменять ее дислокацию. Так что мы не должны потерять объекты. И далеко не все объекты у нас размещаются вдоль дорог. Кроме того, в 2012 году мы заключили договора с предприятиями на пять лет. И даже в случае принятия данного закона, неизвестно, что изменится за следующие пять лет. Впрочем, это не первая такая законодательная инициатива, потерпевшая фиаско», — считают в КП.

Фото Дмитрия Метелкина.

Другие статьи этого номера