Свидетельство социального страхования: по существу

О том, что такое свидетельство социального страхования и для чего оно необходимо, мы попросили рассказать главного специалиста отдела персонифицированного учета, информационных систем и сетей управления поступления доходов главного управления Пенсионного фонда Украины в Севастополе Аллу КАЛМЫКОВУ.— Объясните, пожалуйста, что такое свидетельство социального страхования?

— Прежде чем говорить о самом свидетельстве, хотелось бы напомнить нашим читателям, что же такое вообще общеобязательное государственное социальное страхование. Общеобязательное государственное социальное страхование граждан — это система прав, обязанностей и гарантий, которая предусматривает материальное обеспечение граждан в случае болезни, потери кормильца, несчастного случая, безработицы, а также при достижении пенсионного возраста и в других случаях, предусмотренных законом. Осуществляется это обеспечение за счет специально созданных страховых фондов, которые формируются как из бюджетных источников, так и из страховых взносов, которые уплачивают работодатели или сами граждане.

Именно страховое свидетельство на сегодняшний день является единственным документом, который подтверждает право застрахованного лица на получение материального обеспечения при условии уплаты соответствующих взносов. Свидетельство представляет собой пластиковую карточку, содержащую информацию о фамилии, имени, отчестве, идентификационном коде застрахованного лица и другую информацию.

— И кто же считается застрахованным лицом?

— Застрахованные лица — это граждане, за которых уплачиваются или уплачивались взносы на общеобязательное государственное социальное страхование. То есть если человек где-либо работает или работал раньше и при этом получал официальную зарплату, с которой отчислялись соответствующие взносы, он автоматически считается застрахованным лицом. К застрахованным относятся также лица, которые обеспечивают себя работой самостоятельно, предприниматели и те, кто добровольно уплачивает страховые взносы в социальные фонды в соответствии с договором о добровольном страховании.

— Где сегодня используются страховые свидетельства?

— На сегодняшний день при помощи страхового свидетельства возможно проконтролировать своего работодателя на предмет легального отражения заработной платы и уплаты взносов в органы Пенсионного фонда. Ведь начиная с 2004 года для назначения пенсии учитывается страховой стаж, который исчисляется исключительно за те периоды, за которые были уплачены страховые взносы. Стаж этот напрямую зависит от заработной платы, которая официально начислялась работнику. Если за какой-то месяц была начислена заработная плата меньше минимальной, установленной законом, то в стаж этот месяц будет включен не полностью. Заработная плата, полученная «в конверте», вообще нигде не будет учитываться. С помощью страхового свидетельства можно получить полную информацию о своей официальной заработной плате и страховом стаже. Для этого нужно воспользоваться информационными киосками, которые расположены в главном и районных управлениях фонда.

Кроме того, в дальнейшем страховое свидетельство будет предъявляться застрахованным лицом в случаях получения услуг и материальных выплат по всем видам социального страхования, а также при приеме на работу, при поступлении в учебные заведения и в других случаях, предусмотренных законодательством.

— А сложно ли получить страховое свидетельство и какова его стоимость?

— Это очень просто и абсолютно бесплатно. Для получения свидетельства достаточно заполнить анкету застрахованного лица. На наемных работников анкеты оформляются работодателем, который передает их в органы Пенсионного фонда для печати страхового свидетельства. Лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно или добровольно уплачивающие взносы, заполняют анкету сами в районном управлении фонда по месту жительства. Для этого необходимо иметь при себе паспорт и справку из налоговой инспекции о присвоении идентификационного кода. Специалисты районных управлений передают эти анкеты в Пенсионный фонд Украины для изготовления страховых свидетельств. Готовые свидетельства также передаются их владельцам через представителя работодателя или выдаются застрахованному лицу непосредственно в управлениях Пенсионного фонда при предъявлении паспорта.

— Что делать, если в готовом свидетельстве обнаружена ошибка?

— Такое свидетельство сдается в Пенсионный фонд для уничтожения и оформляется новое в описанном выше порядке.

— А как быть в случае, если страховое свидетельство утеряно?

— В случае утери или повреждения страхового свидетельства необходимо через представителя работодателя или лично обратиться в органы Пенсионного фонда с заявлением и оформить дубликат утерянного или поврежденного свидетельства. Поврежденное свидетельство также сдается в районное управление фонда.

— Если по каким-либо причинам человек меняет фамилию, может ли он пользоваться своим старым свидетельством?

— Нет. В этом случае страховое свидетельство, выданное на старую фамилию, будет недействительным, так как не соответствует паспортным данным, поэтому такое свидетельство необходимо сдать в органы Пенсионного фонда и оформить новое.

— Вы сказали, что в большинстве случаев свидетельство оформляют через работодателя. А что делать, если человек сменил работу, а свидетельство получить не успел?

— Страховые свидетельства, которые не были выданы застрахованным лицам по причине их увольнения, возвращаются на хранение в то управление Пенсионного фонда, где они были оформлены. Хочу обратить внимание на то, что на сегодняшний день в районных управлениях Пенсионного фонда Украины в Севастополе хранится более пяти тысяч таких свидетельств. Поэтому если в период начиная с 2002 года вы где-то работали, но страхового свидетельства у вас нет, советую перед тем как оформлять анкету на его получение, сначала уточнить в Пенсионном фонде — возможно, ваше свидетельство уже ждет своего хозяина. Сделать это можно по телефону.

— Напомните, пожалуйста, нашим читателям, куда они могут обратиться за дополнительной информацией?

— За дополнительной информацией можно обращаться в Главное или районные управления Пенсионного фонда Украины в Севастополе:

главное управление Пенсионного фонда Украины в Севастополе — ул. Н. Музыки, 54, каб. 11, тел.: 40-03-16, 44-99-63;

управление Пенсионного фонда Украины в Балаклавском районе Севастополя — ул. Урицкого, 2, каб. 3, тел. 45-54-33;

управление Пенсионного фонда Украины в Гагаринском районе Севастополя — ул. Токарева, 11, каб. 63 (ТЦ «Авангард»), тел. 40-37-84;

управление Пенсионного фонда Украины в Ленинском районе Севастополя — ул. Пожарова, 5, каб. 1, тел. 92-81-01;

управление Пенсионного фонда Украины в Нахимовском районе Севастополя — ул. Дзигунского, 19, каб. 19, тел. 48-75-66.

— Спасибо за разъяснения.

Другие статьи этого номера