Эхо мальпоста у села Резервного

Рубрику ведет Леонид СОМОВ.Впервые об этом уникальном явлении я услышал от жителя с. Резервного лет десять назад. Назвался он Валерием, шел в сторону с. Гончарного, а у меня сломалась передача велосипеда, и мы вместе не спеша продолжили свой путь с той разницей, что мой попутчик тащил на плече рюкзак, а я катил «двурогого» друга по асфальту, чтобы починить его в селе.

Парень оказался весьма начитанным человеком. Хорошо знал свой край, многое для меня открыл, особенно из истории прокладки дорог. Оказывается, его прадед работал геодезистом в одной экспедиции с Гариным-Михайловским, который обустроил смотровую площадку над урочищем Ласпи, прокладывая дорогу в Ялту.

Но не об этом речь. Когда мы шли по шоссе на траверсе села Резервного, Валерий рассказал мне такую историю. В 2001 году он так же пешком шел из Гончарного в Резервное. Дело было вечером. Движение на трассе почти нулевое, такая вот воцарилась «автопауза». И вдруг Валерий услышал характерный храп лошадей и стук их копыт, шуршание колес кареты. Именно здесь, справа от дороги, в далекие времена, когда не было железнодорожного сообщения, располагалось приземистое зданьице мальпоста, т.е. места приема почтовых сообщений, доставляемых легкими каретами.

Валерий удивленно застыл на месте, ожидая, что из-за поворота вот-вот вынырнет наконец «пара гнедых» — диво дивное в наши дни. Но что это? Ни ветерка, ни хоть какого-нибудь движения. Один лишь характерный, причем усиливающийся с каждым метром звук цокающих копыт пары лошадей и шелест резиновых шин. И это в начале XXI века! Вот звук поравнялся с Валерием, плавно «миновал» фигуру ошеломленного парня и затих у фундамента некогда расположенного здесь мальпоста.

Мой спутник шутливо покрутил пальцем у виска, скорчил рожицу полного недоумения и сказал: «Поверьте, я в тот вечер не пил ни грамма спиртного, чувствовал себя вполне нормально, а в голове стучала лишь одна мысль: «Неужели вот так люди начинают сходить с ума?»

Что интересно, как рассказал в конце нашего путешествия мой новый знакомый, в селе нашелся ещё один человек, который в подобных же обстоятельствах (то есть там же) в одно и то же время, в 17 часов 30 минут, тоже был свидетелем звукового призрака-эха. Те же лошади, тот же мальпост. Правда, мужик предпочел никому об этом не рассказывать, ибо односельчане — народ едкий, могут долго потом подначивать.

Вот я и решил написать об этом любопытном случае в нашу «Славу», авось откликнется тот, кому тоже сподобилось быть свидетелем такого вот интересного акустического миража.

ОТ РЕДАКЦИИ:

Акустические призрачные эхо-реконструкции не такая уж и редкость. Уже в 90-е годы прошлого века, когда образовались многочисленные общественные организации по исследованию аномальных явлений, были обнаружены довольно устойчивые локальные зоны, где регулярно наблюдалось «эхо из прошлого». В Петербурге таким местом оказалась Петропавловская крепость, а в Москве — район Патриарших прудов. Здесь тоже в 2002 году часто людям слышались паровозные гудки и ближнее эхо от стрельбы из сорокапяток.

Поначалу теоретики стали говорить о рефракции и звуковых волноводах в определенных атмосферных условиях, пока кого-то не осенило: «Ребята, а при чем здесь паровозы? Их давно уже убрали с дорог и поставили на консервацию!»

Так что пока наука не в силах четко сформулировать физические причины появления «эха из прошлого». Но факт остается фактом.

Другие статьи этого номера