Нужна ли нам реформа?

Украина поэтапно переходит к системе семейной медицины. В частности, согласно проводимой реформе, до 2020 года каждая семья должна обзавестись своим семейным врачом. Также должна измениться и привычная нам структура медпомощи: первичная помощь будет обеспечиваться семейными врачами (общей практики семейной медицины), вторичная помощь ориентирована на специализированную помощь, в том числе в условиях стационара, а третичная помощь (высокоспециализированная, в сложных случаях) будет оказываться в медучреждениях общегосударственного подчинения. Пока что нововведения проходят «обкатку» в рамках пилотных проектов в некоторых областях страны, но со временем будут реформированы все регионы. О том, нужна ли нам медицинская реформа и как она будет происходить в Севастополе, рассуждает главный врач КЗ «Городская больница N 4» А.А. ГИТЕЛЬЗОН.- В основе всех устойчивых систем здравоохранения лежит надежно обеспеченный доступ к человеческим, капитальным и расходуемым ресурсам, — говорит Александр Аркадьевич. — Непременное условие такого доступа — наличие финансовых ресурсов, вкладываемых в здания и оборудование, в заработную плату персонала, в оплату медикаментов и других расходных материалов.

В отличие от других отраслей хозяйства, здравоохранение в Украине почти полностью зависит от бюджетного финансирования, которого недостаточно для нормального функционирования и ее взаимодействия с другими отраслями экономики, работающими по рыночным законам.

На фоне хронического недофинансирования, в условиях развивающихся рыночных отношений в экономике страны и в связи с отсутствием таковых в здравоохранении был рожден конфликт, который привел к развитию неконтролируемых механизмов приспособления отрасли к рыночной среде, а именно: коррупции в медицинской среде — пациенту приходится платить практически за все, суммы затрат значительны и не гарантируют качественной медицинской помощи.

Большинство граждан не в состоянии оплачивать медицинскую помощь, и, как показывает опыт, малообеспеченные семьи в первую очередь отказываются от медицинской помощи, в том числе от помощи детям. Все это уменьшает доступность медицинской помощи, вызывает справедливое негодование состоянием дел в отрасли, в том числе и среди медицинских работников.

Существующая система оказания медицинской помощи неэффективна, затратна и не гарантирует качества. Неофициальные платежи существенно снижают степень финансового покрытия затрат учреждения на лечение, увеличивают бремя расходов малообеспеченных и больных людей, резко сокращают возможности управляемости системы.

Словом, основные проблемы здравоохранения в Украине: сосредоточенность на решении отраслевых проблем, а не удовлетворение медицинских потребностей населения; недостаточность объемов финансирования из государственных источников; неэффективность использования имеющихся ресурсов, связанная прежде всего с деформированностью структуры медицинской помощи; недостаточная прозрачность и справедливость, обусловленные значительными масштабами привлечения личных средств граждан.

Для решения этих проблем здравоохранения необходимо не только увеличение объемов финансирования отрасли, но и наличие мощного экономического мотиватора. Вот почему и требуется реформирование системы здравоохранения в Украине.

Реформа включает в себя преобразование социальных, экономических, правовых основ функционирования системы и ее производственных сил. В общих чертах реформа здравоохранения подразумевает: разделение покупателей и поставщиков медицинских услуг; финансирование медицинских учреждений по результатам работы; автономность медицинских учреждений (создание условий для обеспечения большей свободы в принятии управленческих и финансовых решений, связанных с организацией их деятельности); контрактное определение объемов медицинской помощи населению, структуры расходов, что приведет к оптимизации оказания медицинской помощи, созданию конкурентной среды. А введение обязательного социального медицинского страхования следует рассматривать как мощный фактор активизации общих преобразований в отрасли.

Первый шаг по пути реформирования системы здравоохранения в Севастополе — четкое организационное и финансовое разграничение процессов оказания первичной (на уровне районных поликлиник) и вторичной (стационарной и специализированной) медицинской помощи, создание центров первичной помощи как самостоятельных, независимых от больниц, коммунальных некоммерческих предприятий, введение в них оплаты из расчета на одного пациента как основного механизма возмещения стоимости услуг первичной медицинской помощи, оказываемой врачом общей практики в рамках отдельного договора о государственной закупке этих услуг между заказчиком — администрацией города и поставщиком услуг — центром первичной медико-санитарной помощи.

Сказано!
Виктор ПОЛОГОВ, начальник городского управления здравоохранения:

— Отделение поликлиники от стационара — это одно из основных звеньев в переходе на обязательное социальное медицинское страхование. Все наши восточные и западные соседи, которые внедрили страхование, это подчеркивают. В Верховной Раде состоялось слушание, на которое из Молдавии, Польши, России пригласили специалистов, внедривших в своих государствах медицинское страхование. И, по их мнению, самое важное — сделать конкурентами поликлинику и стационар. В противном случае, как это произошло в России, все деньги, которые дополнительно пришли, поликлиника транзитом отдаст в стационар, и они уйдут, как в черную дыру. Это принципиальный момент… Да, мы готовим нашу отрасль к переходу на обязательное медицинское страхование. Но у нас, к сожалению, не стоит такой цели перед всеми. Это не медики должны делать, это должны делать в конце концов органы местного, центрального самоуправления путем императивных документов… Всю необходимую штабную работу мы провели, пакеты документов наработали, идем в своем направлении и будем продолжать начатую работу.

(Из доклада на заседании совместной коллегии управления здравоохранения и главного управления госсанэпидслужбы Севастополя по итогам деятельности управлений за 2012 год).

* * *

ОТ РЕДАКЦИИ:

Что ж, надо полагать, без реформирования отрасли здравоохранения нам действительно не обойтись. Недаром же народ уже и афоризмы слагает на предмет того, что «при бесплатной медицине лечиться не у кого, а при платной — не за что». Кстати, в нашем городе реформы тоже начались: детскую поликлинику N 2 на ул. Юмашева уже переименовали в Центр первичной медико-санитарной помощи N 1 — для того, чтобы объединить детские поликлиники со взрослыми и обслуживать население по типу общей практики семейной медицины.

«Такого, что сразу все взрослые и дети придут вместе обслуживаться у одного врача, не будет, — цитирует главврача детской поликлиники N 2 Елену Аверину сайт gazeta.sebastopol.ua — Пусть никто не пугается. Это будет происходить поэтапно».

По словам Елены Авериной, в первую очередь реформа позволит улучшить финансирование учреждений здравоохранения первичной помощи. Терапевты, педиатры и узкие специалисты будут продолжать работу в поликлиниках. Но по мере выпусков молодых специалистов и переподготовки старых некоторые участки будут обслуживать врачи общей практики семейной медицины, которые смогут вести прием, не смешивая при этом пациентов-детей со взрослыми.

В общем, реформа ждет все севастопольские поликлиники, но будет производиться не раньше, чем с 2014 года, поскольку нужны средства для ремонта и переоборудования медучреждений.

Другие статьи этого номера