На Руси иконописцев почитали как святых

На Руси иконописцев почитали как святых

В читальном зале библиотеки-филиала N 7 КУ «Центральная библиотечная система для взрослых» состоялось заседание клуба «Вдохновение», посвященное 1025-летию крещения Руси. Оно называлось «На Руси иконописцев почитали как святых».Участников встречи заинтересовал рассказ о том, что, по православно-церковной версии, 28 июля 2013 года исполняется 1025 лет со времени введения христианства в Киевской Руси. Особая роль в крещении Руси отводится Херсонесу Таврическому. На основании того факта, что князь Владимир Святославович принял христианство в Херсонесе, это место и называется колыбелью христианства.

Согласно древнейшей православной легенде, крестил Русь апостол Андрей Первозванный. Именно этот ученик Иисуса Христа после смерти и воскресения своего учителя пошел «из варяг в греки». Андрей Первозванный проследовал с проповедями по городам и весям Причерноморья и далее — через Херсонес по Днепру. Дойдя до Киева, он установил крест, благословил русичей и предсказал возникновение великого города — центра христианизации.

Внимание присутствующих на заседании было обращено на книжно-иллюстративную выставку «Крещение Руси — обретение истории». Выставку украсили книги и журнальные материалы, содержащие различные взгляды ученых-историков на крещение Руси.

Принятие христианства стало важнейшей вехой в истории Руси. Русичи не просто приняли новую веру, но приобщились к высокой византийской культуре. Начала развиваться письменность, были организованы перевод богослужебных книг с греческого языка на славянский и их размножение. На более высокий уровень поднялись ремесла, выразительнее стали живопись и архитектура. Христианство способствовало появлению книг и библиотек при монастырях и церквях. До сих пор можно найти редкие экземпляры первых книг с текстами молитв, пересказов Библии, богослужений и также иконы.

Читательница и член клуба преподаватель школы N 8 Т. Денисова сообщила о свидетельствах появления икон («икона» в переводе с греческого — «изображение»). Первой иконой был убрус (полотенце), на котором отпечатался лик Христа — «Спас Нерукотворный».

Иконописцы, которых называли сначала иконниками, занимали почетное место в церковной иерархии. На Руси иконописцев почитали как святых. Икона — не средство передачи видимого мира, она вводит человеческое сознание в мир духовный, божественный. Поэтому изобразительный язык иконы так сильно отличается от картины, передающей реальный мир. Чтобы понимать иконы, надо не только знать этот таинственный язык, но и разбираться в Библии и молитвенных песнопениях. Писались иконы на специально подготовленных досках.

Икона под названием «Спас Нерукотворный» — предание о запечатленном отпечатке лица Христа на полотенце (убрусе). Спас Нерукотворный в древние времена изображался не только на иконах, но и на знаменах (хоругвях), которые русские воины брали с собой в боевые походы.

Одежда иконописных персонажей, как правило, строится на византийских мотивах. Каждый образ имеет одежду, присущую только ему. Так, в одеяние Христа входят хитон красного цвета и синий гиматий. Воины пишутся в доспехах, с копьем, щитом и другим оружием. Одежда Богоматери — это мафорий, туника и чепец. Темно-вишневый цвет мафория означает великий и царственный род. Синий цвет туники символизирует целомудрие и небесную чистоту. Иногда Богоматерь предстает в одеждах русских цариц. Головы царей украшаются венцом или короной.

Заинтересовала гостей экспозиция-выставка «Крещение Руси», на которой представлены рисунки учеников школы N 8 Валерии Мозговой, Марии Смалий, Насти Родионовой, Риты Неврат, Насти Аксеновой, Кати Рябушенко, Ярослава Мороза и др.

Заседание клуба «Вдохновение» — не единственное мероприятие, посвященное крещению Руси. 28 июля в библиотеке-филиале N 7 «КУ ЦБС для взрослых» (пр. Гагарина, 24) пройдет тематический вечер «Святий Киів — град великий», также посвященный столь знаменательному событию.

Другие статьи этого номера