Череп князя Владимира исчез в блокадном Ленинграде и до сих пор не найден

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕСТНЫЙ ХОД, ПОСВЯЩЕННЫЙ 1025-ЛЕТИЮ КРЕЩЕНИЯ РУСИ, ДОСТАВИЛ В КИЕВ ЧАСТИЦУ МОЩЕЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА.
В дни празднования 1025-летия крещения Руси мощи равноапостольного великого князя Владимира находились в Киеве. О том, когда, где и при каких обстоятельствах обнаружено погребение Владимира Крестителя, что затем произошло с его останками, рассказала ведущий научный сотрудник Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Орыся ЖИЛЕНКО.- Мраморный саркофаг с останками князя Владимира и его жены византийской принцессы Анны нашел в Киеве на руинах древней Десятинной церкви митрополит Петр Могила (он занимал этот пост в 1632-1647 годах), — говорит Орыся Жиленко. — Причем эта находка была сделана случайно. До нас дошли два описания того, как это произошло. В одном из источников сказано, что по субботам митрополит правил службу поочередно в той или иной киевской церкви. Тогда на месте, где стоял Десятинный храм (его разрушили в 1240 году орды хана Батыя), находилась небольшая по размерам деревянная церковь. В одну из суббот Петр Могила отслужил там литургию, а затем пошел осматривать руины Десятинной. Увидев углубление в земле, приказал его раскопать. Согласно версии, изложенной в этом источнике, там обнаружили два мраморных саркофага — князя Владимира и его жены.

В другом, гораздо более раннем, описании этих событий сказано, будто гроб был один — в нем лежали останки двух человек. На серебряной с позолотой табличке сообщалось, что здесь покоятся князь Владимир, нареченный при крещении Василием, и его жена — византийская принцесса Анна. О том, что саркофаг был один, написал монах — переписчик книг из Киево-Печерской лавры. Он лично читал документ об этой находке, составленный при Петре Могиле. Этот оригинальный текст был утерян в 1718 году, и монах воспроизвел его по памяти. Кстати, известно, что сын Владимира Крестителя князь Ярослав Мудрый тоже был похоронен в одном саркофаге с женой.

— Так в каком году Петр Могила обнаружил погребения Владимира и Анны?

— Монах написал, что это произошло в 1632-м, в более позднем источнике называется другая дата — 1636-й.

— Как поступили с найденными останками княжеской четы?

— Петр Могила взял только голову Владимира. Причем челюсть отправил в Москву русскому царю Михаилу Федоровичу. Есть несколько версий того, в каком храме Киева митрополит первоначально поместил честную главу (череп), но в конце концов эта святыня оказалась в Великой лаврской церкви (знаменитом Успенском соборе. — Авт.). Уже в годы советской власти, незадолго до нападения гитлеровской Германии на СССР, честную главу отправили в Ленинград в лабораторию знаменитого антрополога, археолога и скульптора Михаила Герасимова.

Напомню, что он создал скульптурные портреты многих исторических личностей по их черепам — князей Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского, царя Ивана Грозного, среднеазиатского завоевателя Тамерлана… Предполагалось, что Герасимов воссоздаст и облик Владимира Крестителя. Однако началась война. Герасимова эвакуировали в Узбекистан в древний город Самарканд. А честная глава князя Владимира исчезла в блокадном Ленинграде и до сих пор не найдена.

Сохранилась челюсть, отправленная Петром Могилой царю (ее постоянным местом хранения является храм Христа Спасителя). Эту частицу мощей и доставил в Киев на праздник крещения Руси Международный крестный ход.

— Почему, по вашему мнению, митрополит не распорядился перенести останки князя Владимира в один из храмов Киева?

— Вероятно, он намеревался поместить их в Десятинной церкви, которую начал восстанавливать (напомню: она была первым каменным храмом Киевской Руси). Однако Петр Могила скончался, когда работы еще не были завершены. Митрополит завещал на реставрацию этой церкви внушительную сумму — 1000 злотых.

Тут следует сказать, что Петр Могила восстановил многие старинные храмы Киева. Начал с Софийского собора, реконструкция которого продолжалась десять лет. За собственные деньги реставрировал церковь Спаса на Берестове (для ее росписи пригласил мастера с острова Крит. — Авт.), Выдубицкий монастырь и Трехсвятительскую церквь. Он вернул киевские храмы православным, открыл в Киево-Печерской лавре школу. Со временем это учебное заведение объединилось с Киевской братской школой. Так была создана Киево-Могилянская коллегия. После смерти Петра Могилы церковь причислила его к лику святых.

Но вернемся к рассказу об останках князя Владимира. Их либо при жизни митрополита, либо уже после его кончины погребли в отстроенной Десятинной церкви. Она имела скромные размеры. В XIX веке ее снесли, чтобы возвести величественный храм. Перед этим провели археологические исследования, в ходе которых была обнаружена каменная гробница из плит красного цвета. В ней находился скелет без головы и костей правой руки, а также остатки парчовой одежды, золотая пуговица и мужская обувь. Скорее всего, это и были мощи князя Владимира. Кстати, тогда уничтожили практически все, что осталось от церкви времен Киевской Руси.

Гроб с останками, которые, вероятно, принадлежали Владимиру Крестителю, поставили в новом Десятинном храме в приделе, освященном именем князя. Как известно, эту большую церковь в 1936 году разобрали на кирпичи, а саркофаг с останками вновь извлекли. Вероятно, ныне он находится в Национальном заповеднике «София Киевская». К сожалению, пока не проведены исследования, которые бы подтвердили или опровергли версию о том, что в саркофаге мощи князя Владимира.

(По материалам газеты «Факты» за 26 июля 2013 года).

Другие статьи этого номера