Публичная информация должна быть доступной

Закон Украины «О доступе к публичной информации» предоставляет физическим, юридическим лицам и объединениям граждан доступ к общественно интересной информации, которой владеют государственные органы. Во исполнение требований указанного закона прокуратурой Севастополя в течение первого полугодия текущего года принимались меры, направленные на обеспечение права каждого на доступ к информации.Как свидетельствуют результаты работы, количество информационных запросов в органы прокуратуры выросло почти вдвое. В целом рассмотрено 96 запросов. В основном интерес представляет информация относительно обстоятельств ведения следствия, правозащитной деятельности органов прокуратуры, представительства интересов граждан и государства в суде, поддержания государственного обвинения, кадровых вопросов.

Впрочем, относительно закона Украины «О доступе к публичной информации» прокуратура выступает не только как распорядитель информации. Являясь надзорным ведомством, она осуществляет проверки соблюдения его требований другими субъектами. В последнее время в некоторых средствах массовой информации звучит предположение о необходимости рассматривать нарушение закона Украины «О доступе к публичной информации» как коррупцию. Это связано с тем, что в соответствии с ч.1 ст. 16 закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» лицам, уполномоченным исполнять функции государства или местного самоуправления, а также тем, кто занимает должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, запрещается отказывать в информации, предоставление которой предусмотрено законом, предоставлять ее несвоевременно, не в полном объеме или недостоверную.

Вместе с тем перечень административно наказуемых коррупционных правонарушений и виды наказания за них четко определены в главе 13-А Кодекса Украины об административных правонарушениях. В ней не указаны нарушения, связанные с непредоставлением публичной информации, поэтому привлечь должностное лицо за нарушение требований закона Украины «О доступе к публичной информации» именно к административно-коррупционной ответственности невозможно. В подобных случаях виновные лица привлекаются к общедисциплинарной ответственности или, при наличии оснований, к административной ответственности за посягательство на установленный порядок управления в соответствии со ст. 212-3 главы 15 КУоАП.

Обобщая данные проверок соблюдения требований закона Украины «О доступе к публичной информации», проведенных в 2013 году, можно назвать характерные нарушения. Так, не обнародуются в полном объеме проекты решений, подлежащих обсуждению, и обязательная публичная информация, определенная ст. 15 указанного закона. Не всегда создаются специальные места для работы лиц, запрашивающих информацию, с документами, нарушаются сроки рассмотрения запросов.

Прокурорскими проверками такие нарушения выявлены в деятельности должностных лиц Балаклавской и Ленинской РГА, Качинского поселкового, Андреевского, Верхнесадового, Терновского и Орлиновского сельских советов, управления Укртрансинспекции в Севастополе, экологической инспекции города, Фонда коммунального имущества Севастопольского городского совета и РО ФГИ Украины в Севастополе.

Всего по результатам прокурорских проверок исполнения требований закона Украины «О доступе к публичной информации» внесено 13 документов реагирования, по результатам рассмотрения которых к ответственности привлечено 13 должностных лиц органов власти, в том числе 7 должностных лиц контролирующих органов.

Другие статьи этого номера