В кильватере исторической достоверности

В кильватере исторической достоверности

Любая выставка картин художника-мариниста Андрея Лубянова в большей степени посвящается Черноморскому флоту. Очередная экспозиция, которая была представлена в Доме Москвы, не стала исключением из его творческих правил.Основу изобразительного ряда, как и на прошлых выставках, составили образы кораблей Черноморского флота разных эпох и советские атомные подводные ракетоносцы. Но одна особенность у выставки всё же была. «События» и «участники» на полотнах подобраны автором ближе к тематике военно-научных и исторических конференций, которые за последние год-два прошли в МКДЦ «Дом Москвы в Севастополе» и вызвали большой общественный интерес.

Среди таковых — участник второй героической обороны Севастополя, лидер эсминцев «Ташкент», знаменитая на весь мир 30-я бронебашенная батарея, лидер эсминцев «Москва», другие известные корабли. Тогда по ряду причин представить картины на суд участников конференций было затруднительно. Кроме них, экспонировались и несколько новых работ, посвящённых морской авиации Черноморского флота. В частности, «Воздушный бой над мысом Херсонес», «Як-1″ генерал-майора Николая Острякова над Херсонесским маяком», «Пара И-16 над Константиновской батареей», «МБР-2 над Феолентом», «Торпедоносец» и другие.

Три картины восстанавливают эпизоды подвига тридцатой батареи — «Тридцатая батарея ведёт огонь по врагу», «Батарея под обстрелом тяжёлой германской артиллерии», «Мортира «Тор» выпускает 2,5-тонный снаряд по бронебашням». Придирчивый посетитель мог отметить, что немало сюжетов отражают моменты второй обороны Севастополя 1941-1942 годов, а те, как известно, ещё сохраняют значительное число «белых пятен».

«Чем больше я окунаюсь в историю второй обороны Севастополя, тем больше мне хочется отразить кистью малоизвестные её страницы, — поясняет Андрей Николаевич, — опять же, к примеру, даже серьёзный исследователь не найдёт фотографий бронебашен 30-й батареи. Есть только немецкие фото форта «Максим Горький-1″, сделанные во время подрыва бронебашен сапёрами, или совершенно разрушенных взрывами башен. Я же постарался восстановить примерное развитие событий на холме Алькадар в июне 1942 года, показать мощь батареи и те усилия, на которые пошли немцы, чтобы её подавить. Очень скудна в изобразительном плане авиационная тематика. Надеюсь, что найдутся любители севастопольской морской авиации, которые оценят несколько военных сюжетов. Ну а корабельная тематика традиционно заинтересует очень многих…»

В качестве необходимого пояснения отметим, что новые работы севастопольского художника довольно скрупулёзно передают те или иные исторические моменты. Эти события многократно проверены по документам и воспоминаниям ветеранов и изучены на местности. Фактически картины — это продолжение исторического исследования, которое ведёт Андрей Лубянов более двадцати лет, но только в масляных красках.

«Следовать в кильватере исторической достоверности очень сложно, — признаётся художник. Над каждой картиной я больше думаю, чем работаю кистью. Поэтому, несмотря на кажущуюся простоту, полотна отнимают много времени и выжимают душевные силы. Нередко отдельные части уже написанных картин приходится переделывать, так как совершенно неожиданно появляется дополнительная информация, которая перечёркивает прежние усилия. В таких случаях Историк немедленно побеждает Художника, и добрый месяц изобразительной работы идёт прахом».

Добавим: на выставке в МКДЦ «Дом Москвы в Севастополе» представлено около 30 картин художника, написанных маслом.

Другие статьи этого номера