Творческий носитель счастья

Творческий носитель счастья

5 АВГУСТА — 90 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СКУЛЬПТОРА, ЗАСЛУЖЕННОГО ХУДОЖНИКА КРЫМА ОЛЬГИ МИНЬКОВОЙ.
Ольга Денисовна Минькова… 5 августа ей исполнилось бы 90 лет. Возможно, молодое поколение севастопольцев не знает этого имени. А мне бы очень хотелось, чтобы память об этой женщине хранил не только наш город. Да, я не оговорилась! Город Севастополь хранит память об Ольге Миньковой. Здание ИнБЮМа на Приморском бульваре, сквер возле улицы Блюхера в Камышовой бухте, площадь Захарова на Северной стороне, Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя, Художественный музей им. М.П. Крошицкого, школа-интернат в Инкермане — вот те места, где можно встретить работы скульптора О. Миньковой. А ещё Москва, Санкт-Петербург, Бишкек (Фрунзе), города и посёлки Крыма — там тоже хранятся работы мастера.Но и сама жизнь этой маленькой, хрупкой и в то же время очень сильной женщины удивительна! Чего только стоит создание портрета нашего первого космонавта! 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин совершил первый полет в космос, а уже 16 апреля на одной из центральных улиц Симферополя был выставлен бюст Гражданина Вселенной. Он создан был всего за ОДНУ НОЧЬ скульпторами-супругами Константином Кошкиным и Ольгой Миньковой. Первый скульптурный портрет в мире первого космонавта на планете!

Но к тому времени Ольга Денисовна уже была членом Союза художников СССР (1955). В 1958 году указом Президиума Верховного Совета СССР она была награждена орденом «Знак Почета», грамотой Министерства культуры СССР и дипломом Союза художников СССР.

С 1960-го по 1966 год скульптор работает в Крымском художественно-производственном комбинате Худфонда в Симферополе. Тогда же она познакомилась с искусствоведом Р.И. Поповой. Вот что рассказывает Раиса Ивановна: «Только беспредельная любовь к прекрасному позволила Ольге решиться на такой поступок — оставить архитектурный институт и поступить на скульптурный факультет Московского института декоративно-прикладного искусства. С трудом верилось, что эта маленькая, хрупкая девушка сможет справиться со сложной скульптурной амуницией — высокими станками, стэками, победитовыми «троянками», будет месить глину, конструировать каркасы, обрабатывать глыбы мрамора и гранита.

Но постепенно Ольга Минькова, пройдя хорошую школу скульптурного мастерства, от работы к работе сумела создать собственный пластический мир, найти свой путь к сердцу зрителя».

О.Д. Минькова — художник большого творческого диапазона. Она в равной степени успешно работала в области монументально-декоративной и станковой скульптуры, создала тематические композиции и целую галерею портретов современников. Разные материалы были послушны ей: глина и пластилин, гипс и дерево, мрамор, медь, алюминий, силумин в руках мастера воплощались в законченные пластически ясные произведения. Их формы были разнообразны — от классически-античных и строго реалистичных до декоративно-прикладных. А стиль автора — теплый, мягкий, можно сказать, ласкающий и любящий — неповторим и узнаваем всегда.

Через все творчество скульптора проходят образы детства, юности, материнства. Эти ведущие, выстраданные темы начинают свой отсчет с «Киргизского мальчика», выполненного в далеком уже 1966 году с особой пластической выразительностью мягких льющихся форм. Вообще, надо сказать, все работы Ольги Денисовны подкупают целомудренной ясностью, свежестью и простотой. Своими портретами, честными и лаконичными по пластическому языку, сдержанными по выражению чувств, О. Минькова всегда заметно выделялась на выставках.

Последние годы творчества Ольга Денисовна работала с керамикой, больше от невостребованности. И занималась этим увлеченно, вкладывая в цветные миниатюры всю душу — как и всегда во все свои работы. «Чтобы в нынешней жизни не очерстветь душой», — говорила она. Поэтому в мастерской скульптора, наряду с портретами, эскизами, моделями памятников, почти до последних дней жизни мастера 12 мая 2006-го появлялись новые декоративные миниатюры — камерные изделия, согретые теплом ее рук, ее души. Сейчас они тоже украшают коллекции музеев, дома родных и друзей скульптора…

«Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь», — эти слова А. Сент-Экзюпери призывают нас быть внимательными к разным проявлениям таланта. И в ее декоративных тарелках, бусах, серьгах, медальонах, подвесках, плакетках, в общем, всякой формы скульптурных миниатюрах, как и в значительных монументальных работах, портретах, в полной мере проявились и талант, и искренность, и открытость мастера. А каждая работа стала значительной.

И во всех работах Ольги Денисовны Миньковой — неиссякаемый источник тепла и доброты, который она щедро подарила людям.

С 1966 года Ольга Минькова становится жительницей Севастополя. Она много работает, участвует в выставках разного уровня: во Всесоюзных, республиканских, областных, городских. Более 20 выставок — цифра внушительная!

К концу 80-х Ольга Денисовна начинает работать с керамикой, ибо, как сказала Раиса Ивановна Попова: «Наступает время невостребованности у художников». И вот тогда её домик на улице Лизы Чайкиной превращается в настоящий сказочный теремок. В крохотном садике среди цветов появляются статуэтки детей, женщин, скульптурные композиции. Увеличь их — и готова замечательная парковая скульптура. А стены домика внутри переливаются разноцветными эмалевыми палитрами, плакетками, керамическими подвесками. И вся эта красота щедро раздаётся всем, кто заглядывает в эту сказку. Замечательные свойства своей души — доброту, теплоту, искренность — Ольга Денисовна сохранила на всю жизнь.

В 1998-м в Художественном музее им М.П. Кpошицкого состоялась пеpсональная выставка О.Д. Миньковой, посвященная 50-летию твоpчества и в связи с 75-летием. Предоставим слово искусствоведу Людмиле Смирновой:

— Ольга Денисовна Минькова — скульптор с интересной творческой судьбой. Ее работы можно увидеть во многих музеях и частных коллекциях. В собрании Севастопольского художественного музея им. М.П. Крошицкого хранится шесть авторских работ. Они созданы в разные годы и отражают некоторые этапы творчества севастопольской художницы.

Вероятнее всего, именно знаменитый скульптор, талантливый педагог Екатерина Белашова при «передаче» своей одаренной ученице профессиональных навыков, приемов и «тайн» ремесла смогла раскрыть в ней редкое «чувство материала», а главное — глубоко принципиальное понимание пластичности как неразрывного единства замысла: идеи и формы, содержания и формы.

Ольга Денисовна работала в разных видах и жанрах скульптуры, но преимущественно — в области станковой скульптуры. Особенно Миньковой удавались женские и детские образы. Трогательны и изящны работы «Катерина» (1961), «Портрет школьницы Юлечки» (1958). (Обе работы хранятся в Национальном музее героической обороны и освобождения Севастополя). Она не стремилась воплощать волевые характеры монументальных «сверхгероев», чем отличалось творчество многих севастопольских скульпторов, работавших рядом с ней. Мир ее героев, в большинстве своем, — это гармоничный мир созерцательных, нежных, подчас мечтательных героинь, мир безмятежного детства, спокойствия и добра.

Наряду с этим Минькова — яркий портретист. Она создала большую галерею образов — простых, правдивых, очаровательных своими лиричностью, поэтической теплотой, причем не только детских и женских, о чем говорилось выше, но и людей со сложной, необычной судьбой. Благодаря интуиции, наблюдательности и умению расположить к себе, «разговорить» портретируемого она смогла выявить в портретах современников основную особенность характера, натуры и, не нарушая сходства, подчинить этой основной черте все остальное. Поэтому впоследствии она успешно работала над созданием мемориальных досок, решая сложные задачи, где были слиты воедино мысль архитектора и скульптурный образ.

В ряде станковых и монументальных произведений скульптор с тонким артистизмом раскрывала сложный, романтический и одновременно драматический образ, о чем свидетельствует работа «Расставание» (1972) из собрания Севастопольского художественного музея. Участник Великой Отечественной войны, она в полной мере ощутила трагизм этого времени и перенесла все его тяготы и лишения, поэтому в ее тематических произведениях, посвященных военным событиям, сохранена органичная простота, отсутствуют надуманность и позёрство.

Приветливая и тактичная, доброжелательная и умеющая сопереживать, сочувствовать чужому горю, Минькова достойно, без внешней сентиментальности и салонности работала в мемориальной скульптуре, создавала надгробия.

В последние годы жизни она все больше времени уделяла малой пластике и выполнила серию медалей, посвященных основным событиям героической истории Севастополя, легендарным героям и деятелям искусства Украины. Произведения Ольги Денисовны всегда были созвучны эпохе.

Художественный вкус мастера, творческие замыслы, интересы и личные пристрастия стали значительно ближе и понятнее искусствоведам после роскошного подарка ее сына С.К. Кошкина, преподнесенного музею в дни юбилея. В научную библиотеку Севастопольского художественного музея поступило более 500 книг по изобразительному искусству!

Мне кажется, что как человек и художник Ольга Денисовна Минькова обладала счастливым даром — она была «творческим носителем счастья» и умела ненавязчиво одарить им нас — зрителей!

В 2004 году скульптору Ольге Миньковой было присвоено звание «Заслуженный художник АР Крым». Успели…

А мы, те, кто знал О. Минькову, всегда будем помнить её и, проходя мимо скульптур Н. Миклухо-Маклая, В. Блюхера и других её героев, радоваться тому, что жила на земле замечательная женщина, чьим рукам были подвластны и мрамор, и гранит, и глина, чьи работы и сейчас дышат её жизнью.

Фото из архива сына — обозревателя газеты «Слава Севастополя» Сергея Кошкина.

Другие статьи этого номера