Бутафория духа

Бутафория духа

О том, что в Свято-Владимирском соборе — усыпальнице прославленных русских адмиралов в настоящее время продолжаются масштабные ремонтно-восстановительные работы, севастопольцам хорошо известно. Известно также и о том, что заказчиком выступила Русская православная община ветеранов Черноморского флота и членов их семей имени Святого равноапостольного великого князя Владимира, а генеральный подряд взяло на себя открытое акционерное общество «Главное управление обустройства войск», поручив ведение подрядных работ севастопольской фирме «Монопор».За минувшие полтора года храм изменился до неузнаваемости: выполнен целый ряд восстановительных общестроительных работ, мастерами Студии военных художников имени М.Б. Грекова блестяще восстановлены настенные и купольные фрески, являвшиеся частью первоначального проекта академика архитектуры и художника Алексея Авдеева.

До некоторого времени все шло по плану. Точнее, до того самого момента, когда речь зашла о заказе оригинального храмового иконостаса. В этом деле без специалистов не обойтись. Поиски таковых через глобальную сеть Интернет привели потенциальных заказчиков в лице фирмы «Монопор» к киевскому частному предприятию «Стоун Дизайн», руководителем которого является некая Наталья Феодосьевна Медуха. Означенное столичное предприятие, как следует из сведений, предоставляемых Интернетом, помимо реализации изделий из мрамора и камня, в том числе фонтанов, каминов и бассейнов, дизайна интерьеров и дизайнерско-декоративных работ, позиционирует себя в качестве развивающейся компании (с одиннадцатилетним стажем) на рынке натурального камня со специализацией в производстве архитектурно-строительных элементов из гранита и мрамора.

Разумеется, «привязать» все перечисленное к изготовлению иконостаса можно, но с натяжкой. Тем более что размещаемый заказ — изделие штучное, с художественной точки зрения уникальное и… богоугодное. Решающими в выборе именно этой фирмы оказались обещания выполнить заказ в оговоренные сроки (октябрь 2012 года), заверения в высоком качестве работ и вполне приемлемая цена. Так или иначе, но перечисленный вскоре на счет «Стоун Дизайн» аванс составил 650 тысяч гривен (примерно половина от общей цены).

Конечно, еще до заключения договора подрядчиком была проведена немалая подготовительная работа. Представители заказчика неоднократно ездили в Киев, а Медуха — в Севастополь, где на месте лично согласовывала условия договора и «снимала мерки».

Кроме того, Национальным музеем героической обороны и освобождения Севастополя исполнителям была предоставлена электронная версия оригинальных чертежей иконостаса с полными его техническими характеристиками. Одним из главных условий стало требование исполнить заказанное изделие из цельных кусков мрамора, как то было изначально. В этом месте поясним читателю, что речь идет о мраморных камнях, вес которых составляет более пятисот килограммов. Иных вариантов в договоре прописано не было.

Однако иконостаса в храме нет и по сей день. Зато таковой, как нетрудно убедиться, выставлен киевской компанией «Стоун Дизайн» в свободной продаже через Интернет. Хотите приобрести?

Вот и заказчик не хочет, поскольку, по заверениям директора строительной фирмы «Монопор», изделие выполнено с грубым нарушением технологии. Отнюдь не из цельного мрамора, а из мраморных пластин — слябов толщиной всего-то 20-30 миллиметров. Судите сами: вес «родного» иконостаса составлял 20 тонн, предлагаемого — на порядок меньше. Толщина слябов даже чисто технически не позволяет соблюсти проектную глубину резьбы, делает невозможной установку царских врат, дьяконских дверей и деревянных икон.

И это еще не все: облегченная конструкция принципиально меняет изначальный архитектурный проект, что недопустимо с точки зрения морали, поскольку Владимирский собор — архитектурно цельное сооружение, соответствующее канонам Русской Православной Церкви. Не говоря уже о том, что выполненное изделие оказалось по своей себестоимости гораздо дешевле заказанного. Этакая облегченная перегородка, бутафория, одним словом. «Для нас очевидно, что использованный материал есть не что иное, как просто отходы мрамора», — прокомментировал ситуацию руководитель подрядной организации.

Еще одна деталь: в Киеве директору «Монопора», настоятелю Свято-Владимирского собора и представителю генерального подрядчика, предъявили даже не само изделие, а лишь его фотоизображения, а реакцией на высказанные претензии стала глухая оборона, которую госпожа Медуха заняла, плотно закрыв перед севастопольцами двери своего предприятия.

Их требование — переделать иконостас или вернуть аванс, выплаченный, к слову сказать, из собственных средств «Монопора», ее — доплатить оставшуюся сумму.

После подобного директору подрядной организации не оставалось ничего иного, как подать заявление в отдел по борьбе с организованными экономическими преступлениями Святошинского отделения УВД Украины города Киева. На предмет использования чужих денежных средств в корыстных целях. Следствие ведется.

Вы спросите: а как же храм? «Независимо от результатов следствия по делу компании «Стоун Дизайн» иконостас в Свято-Владимирском соборе обязательно будет», — заверил директор представительства ОАО «Главное управление обустройства войск» в Севастополе Виктор Дениско, добавив, что заинтересованность в положительном решении этого вопроса высказали многие ответственные лица, в том числе Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Украине Михаил Зурабов.

Остается разве что ждать и… молиться.

Фото Д. Метелкина.

Другие статьи этого номера