От брезентовой палатки к храму

От брезентовой палатки к храму

На проспекте Генерала Острякова продолжается строительство храма Святой Блаженной Ксении Петербуржской.Стройка, на месте которой, согласно проекту, с течением времени должен вырасти православный храм высотой 39 метров (от фундамента до креста), огорожена металлическим забором. А пока нет расписных каменных сводов, увенчанных золотыми куполами, ежедневные богослужения и литургии проводятся в брезентовой палатке.

Сколько потребуется лет, чтобы храм во имя святой блаженной Ксении Петербуржской предстал перед севастопольцами и гостями города во всем своем величии, не знает точно даже его настоятель отец Георгий. Около семи лет понадобилось только на согласование разрешительных документов. Есть надежда, что до нового года, до холодов, удастся построить временное каменное церковное сооружение. Но настоящих верующих, как показала прошедшая зима, ничего не пугает, даже непогода. Первое богослужение состоялось 6 февраля, в день памяти святой.

Не все жители микрорайона однозначно восприняли идею строительства храма. Кто-то «скорбел», что на месте застройки были выкорчеваны деревья и кусты, кто-то был рад, что это хотя бы не очередной супермаркет или «наливайка», кто-то в принципе считал лишним возведение еще одного православного культового сооружения в городе. Но большинство людей, как показали опросы, сочли начало строительства храма в год 1025-летия крещения Руси явлением логичным, а главное, нужным. Храм возводится в густозаселенном жилом районе в так называемой шаговой доступности, то есть неподалеку от остановок общественного транспорта. Кроме того, по словам отца Георгия, при храме Святой Ксении Петербуржской будет работать воскресная школа.

История показывает, что жизнь многих храмов, церквей и монастырей значительно дольше века человеческого. Даже если в результате каких-то общественных катаклизмов храмы разрушаются, прекращают свою деятельность, то потом возрождаются снова. Слова Экклезиаста, написанные более двух тысяч лет назад о том, что есть время всему — «Время войне и время миру, время разрушать и время строить», — находят подтверждение и в наши дни. Как показывают снимки фотокорреспондента, пришло время строить.

* * *

Известно, что блаженная Ксения родилась между 1719-м и 1730 годом. Отца ее звали Григорием. По достижении совершеннолетия Ксения вступила в брак с придворным певчим Андреем Федоровичем Петровым, состоявшим в звании полковника. В 26 лет Ксения осталась вдовой. Муж ее внезапно скончался. Это трагическое событие изменило жизнь молодой женщины. Она была глубоко потрясена тем, что муж скончался без должного христианского приготовления, не успел принести покаяние. Ксения решила, что подвигом своей жизни вымолит у Бога прощение за прегрешения раба Божия Андрея.

В день похорон Ксения надела его одежды и всем обращающимся к ней говорила, что умер не Андрей Федорович, умерла Ксения… Родные и знакомые ее полагали, что молодая вдова лишилась рассудка. Подозрения их подтвердились, когда Ксения решила раздать имущество бедным, отписала знакомой свой дом. Родственники предприняли все меры, чтобы этого не случилось. Однако влиятельные лица, к которым они обратились, после общения с Ксенией нашли ее в полном рассудке и сочли, что вдова имеет право распоряжаться своим имуществом, как считает нужным. Так Ксения умерла для мира, приняв на себя тяжелейший подвиг — подвиг юродства Христа ради. Отныне она не имела постоянного места жительства. Днем бродила по городу, в основном по Петербургской стороне, возле церкви Апостола Матфея. Ночью уходила в поле молиться.

С необычной кротостью блаженная Ксения терпела издевательства и оскорбления, которые ей нередко доводилось переносить. Особенно докучали уличные мальчишки, бросающие в Ксению комья земли. Когда костюм Андрея Федоровича истлел и распался, святая облачилась в лохмотья. Когда ей предлагали в виде подаяния одежду, она отказывалась. Брала лишь красную кофточку и зеленую юбку (или наоборот). Вероятно, в память о цветах формы одежды мужа.

Денежную милостыню брать также избегала или принимала только «царя на коне» — медные копейки (и то не от каждого), которые тут же отдавала бедным. Еще при жизни Господь удостоил блаженную Ксению дара прозорливости. Об этом зафиксировано немало свидетельств. Кроме того, жители Петербурга стали замечать, что если блаженная Ксения возьмет больного ребенка на руки, благословит — дитя выздоровеет. Если Ксения возьмет какую-нибудь мелочь из лавки купца — торговля будет успешной. Если Ксения зайдет в чей-то дом, то в нем будут царить мир и согласие.

Блаженная Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет и скончалась около 1803 года. На ее могиле на Смоленском кладбище была воздвигнута каменная часовня, которая по сей день служит одной из святынь Петербурга.

Фото Д. Метелкина.

Другие статьи этого номера