Спасение пассажиров канатной дороги на Ай-Петри

В ночь на понедельник спасатели завершили эвакуацию 76 человек, застрявших в двух вагончиках на канатной дороге, которая соединяет поселок Мисхор и вершину горы Ай-Петри.Уникальная спасательная операция длилась около 9 часов, сообщает пресс-служба ГС Украины по ЧС (ГСЧС). 11 августа ориентировочно в 15.30 на канатной дороге из-за технической неисправности произошла остановка двух вагончиков с 76 пассажирами: один — в районе нижней станции пос. Мисхор на высоте около 50 м, другой — у плато Ай-Петри на высоте около 130-140 м. К 0.40 12 августа с помощью инструкторов и с использованием стационарных средств на землю были спущены все 76 человек (граждане Украины, России и Армении), из которых 13 — дети. Пострадавших нет. Причина остановки канатной дороги устанавливается.

Уникальной эту операцию по спасению «зависших» туристов можно назвать по нескольким причинам. Во-первых, именно в этот день исполнилось ровно 25 лет, как по этой канатной дороге поднялись первые пассажиры. Во-вторых, такая внештатная ситуация произошла здесь впервые за время существования. А в-третьих, спасательная операция, в ходе которой пришлось снимать людей с высоты более 100 м, была проведена на высочайшем уровне, продемонстрированы 100-процентная готовность и слаженность всех спасательных служб и ведомств Южного берега Крыма. Никто из туристов не пострадал, а многие даже остались в восторге от пережитых ощущений.

Две кабинки, которые по принципу маятника двигались между средней и верхней станциями канатной дороги, вдруг дернулись, остановились и зависли. Как только стало понятно, что это не минутная заминка и запустить канатную дорогу уже не удастся, руководство предприятия обратилось за помощью к спасателям. К месту ЧП немедленно прибыли подразделения горноспасателей, а для координации действий и общего руководства из Симферополя была направлена оперативная группа ГУ Госслужбы по ЧС во главе с начальником Крымского главка ГСЧС генерал-майором службы гражданской защиты Сергеем Шаховым. Ялтинский горно-лесной заповедник предоставил машины повышенной проходимости. Учитывая характер неисправности и невозможность запустить канатную дорогу, был начат аварийный спуск людей из вагончиков на землю.

В связи с неожиданной остановкой и поломкой канатной дороги, по информации мэра Ялты Сергея Илаша, на плато Ай-Петри осталось около 600 человек, которые успели туда подняться до остановки канатной дороги. Для них организовали воду, чай, бутерброды и транспорт, на котором люди бесплатно смогли спуститься в город. Отметим, что подобные ситуации предусмотрены при проектировании и строительстве канатной дороги. Именно для этого в нижней части каждой кабины сделаны специальные люки. Каждая кабина оснащена оборудованием и снаряжением для эвакуации людей. Вместе с пассажирами всегда находится сотрудник канатной дороги, который знает, как себя вести в таких ситуациях. И в этом случае они достойно выполнили свою работу: успокоили людей, объяснили им, что надо делать, и помогли организовать процесс эвакуации.

В специальном кресле через нижний люк людей спускали на землю, где их, помимо сотрудников УГСЧС, встречали медики. Но, к счастью, никому медпомощь не понадобилась. Причем в кабине, которая шла наверх и зависла ближе к средней станции канатной дороги на высоте около 50 м, пассажиры уже к 7 часам вечера пили горячий чай и ели бутерброды. Чуть больше времени пришлось провести на высоте тем, кто во второй кабине спускался вниз с Ай-Петри. Она зависла на высоте более 100 метров над местностью с достаточно сложным горным рельефом, в результате чего от места спуска до машины пассажирам пришлось преодолеть еще около 600 метров горной тропы. Свои коррективы в спасательную операцию внесла и быстро надвигающаяся южная ночь.

По инициативе мэра Ялты Сергея Илаша на помощь сотрудникам УГСЧС прибыли силы внутренних войск МВД. В общей сложности в спасательной операции было задействовано около 100 человек. От дерева к дереву из канатов сделали перила, чтобы людям было удобнее идти. Но прежде военнослужащие МВД протоптали ее несколько раз, убрали все ветки, отбросили в сторону камни. Затем собирали группы по 8-10 человек и спускали к автомобилю. Через одного пассажира шел сотрудник УГСЧС или канатной дороги с фонарем, освещал дорогу, поддерживал, помогал идти. С ними были и медики. Для людей были предусмотрены вода и теплые вещи. Наконец, каждому, кто оказался в зависшем вагончике, предприятие ООО «Старт-Инвест» выплатило материальную компенсацию за причиненные неудобства в размере 500 грн.

По иронии судьбы в одной из кабин оказался старшина, командир отделения УГСЧС-30 города Попасная Луганской области Виталий Сидоров, который мог оценить работу своих коллег с профессиональной точки зрения: «Сколько сам спасал, но не думал, что и меня будут спасать. Когда по рации передали о поломке, то подумал, что будем спускаться сами. В кабинке есть спецжилеты, спасательные кресла, оборудование для спуска. Сотрудник канатной дороги, который находился с нами, успокоил, достал все это, объяснил, как действовать. Но затем нам передали, чтобы мы ждали приезда сотрудников УГСЧС. Не было никакой паники, только шутки-прибаутки. Приехали спасатели. С помощью карабинов нас цепляли за спецустройство в кабине и в спасательном кресле спускали вниз. Детям так понравилось, что они еще просились. Ребята из УГСЧС — молодцы, знают свое дело! Все сделали четко, слаженно, без всяких заминок — на пять с плюсом». Был только один минус — охрана канатной дороги пыталась запретить журналистам вести съемку спасательной операции…

Другие статьи этого номера