В конце прошлого года в самом центре Севастополя довелось наблюдать трагикомическую картину: перед входом в здание кинотеатра «Дружба» на Рождественское богослужение собрались несколько сотен католиков, среди которых и одеждой, и цветом кожи выделялась группа курсантов Академии ВМСУ им. П.С. Нахимова — помолиться Богу пришли молодые люди из одной африканской страны. Предновогодняя севастопольская погода заставляла их ежиться, кутаться в форменные куртки, от ветра закрывать ладонью огоньки свечей. Через полгода на Пасхальной мессе гости в военной форме уже не появились. Знающие люди подсказали, что африканские католики, скорей всего, поехали в Ялту: там костел функционирует полноценно — богослужение проходит в храме, играет орган…ИСТОРИЯ ВОПРОСА
— Владимир Григорьевич, в интервью прессе накануне празднования 1025-летия крещения Руси вы сказали, что сегодня в нашем городе функционирует более четырех десятков православных общин, и только за последние три года в Севастополе построили десять православных храмов, приходам выделили тридцать земельных участков. На фоне таких цифр диссонансом выглядят многолетние мытарства севастопольских католиков — прихожан общины святого Климента Римского, которым более двух десятилетий наши депутаты отказываются вернуть культовое здание.
— Для того чтобы составить свое собственное представление о проблеме, мне довелось, что называется, изучить историю вопроса. Первый раз прошение разрешить построить свой храм севастопольские католики направили в соответствующие органы в 1872 году. Видимо, и царская бюрократия не отличалась скоростью работы с обращениями граждан: уже 1899-м в адресованном императрице Александре Федоровне письме католическая община так аргументировала свое, очевидно, повторное прошение: «Религиозные чувства вызвали в сердцах наших смелость ходатайствовать перед Государем Императором о разрешении нашему обществу, численность которого вместе с воинскими чинами армии и флота достигает 4500 душ, соорудить в Севастополе римско-католический храм во имя святого Климента».
Разрешение Император Николай II, не в пример своим чиновникам, дал значительно быстрее. И сам лично пожертвовал огромные по тем временам деньги на строительство храма. Несколько тысяч рублей передала и его августейшая супруга — Императрица Александра Федоровна.
Строили костел долго — семь лет. Освятили новый храм в 1911 году. При советской власти храм у католиков (впрочем, как и у православных, и у мусульман) забрали в коммунальную собственность.
Но нас с вами больше интересует новейшая история, правильно? Так вот, в законе Украины «О свободе совести и религиозных организациях», принятом в 1991 году, регламентирован порядок возвращения религиозным организациям принадлежавших им ранее культовых сооружений. В Севастополе требования закона исполняли четко и оперативно: за короткое время вернули мечеть, что на улице Кулакова, мусульманам; Покровский собор — православным; еще с добрый десяток зданий, в свое время перепрофилированных под архивы, библиотеки, Дома культуры и т.п., тоже обрели новых хозяев в лице религиозных общин. Даже представителям неканонических ветвей христианства горсовет выдавал участки для строительства молельных домов.
С католическим храмом получилось не так быстро. В упомянутом мною законе в одной из статей записано, что возврату подлежат «…находящиеся в государственной собственности» здания. Так как на то время «Дружба» была коммунальным предприятием, севастопольским католикам отказали. Хочу ради объективности подчеркнуть, что проблема возникла не только в Севастополе. В масштабах Украины пришлось решать ее на государственном уровне: президент Л. Кучма в 2002 году издал указ «О неотложных мерах по окончанию преодоления негативных последствий тоталитарной политики бывшего Союза ССР, касающихся религий и восстановления нарушенных прав церквей и религиозных организаций».
КИНО В МАССЫ, ДЕНЬГИ В КАССУ?
— Среди прихожан-католиков укрепилось мнение, что камнем преткновения в возврате храма служат не столько положения закона, сколько политические мотивы: горсовет, который вправе принимать соответствующее решение, в начале 90-х годов севастопольцы называли «красным» из-за преобладания в его составе фракции коммунистов. Католики молились и ждали, когда политические цвета депутатов наконец поменяются, а вслед — и мнение голосующих о праве католиков молиться в своем храме. Пока не дождались: при рассмотрении вопроса о «Дружбе» на сессиях большинство депутатов традиционно голосуют против. Почему?
— Аргументом в отказе вернуть католикам здание «Дружбы» длительное время действительно преобладал политический мотив. Он, кстати, не совсем пропал и сегодня. Позиция в этом вопросе фракции коммунистов и лично ее руководителя Василия Пархоменко хорошо известна. Но был и такой аргумент: «Дружба» — единственный в городе детский кинотеатр. Теперь он отпал сам собой — уже несколько лет из-за аварийного состояния помещения кинозал, да и вообще доступ в здание, закрыли. Входная дверь на крепком замке. У нынешнего владельца здания денег не только на капитальный, но даже на косметический ремонт нет. Горсовет тоже не спешит их найти в городской казне. А здание ветшает, разрушается, портит своим убогим видом центр города… К слову, фасады соседних с «Дружбой» зданий мы постепенно приводим в надлежащий вид: простите за банальность, но центр города — лицо и властей, и всех горожан.
О деньгах вокруг темы»возвращать/не отдавать «Дружбу» говорят чуть ли не с 1991 года. На первых порах разговоры носили вполне официальный характер. По документам в 1958 году город и государство потратили на восстановление здания столько денег, что за них можно было построить два 62-квартирных дома. На что католики предъявляли архивное фото, сделанное летом 1944 года, на котором видно, что здание вполне уцелело. И документы подтверждают, что фундамент сохранился на 100%, стены и внутренние столбы — на 80%.
Деньги, скорей всего, потратили не на ремонт, а на реконструкцию здания. В 1958 году в «Плановом задании на реконструкцию бывшего костела на площади Ушакова в Севастополе под кинотеатр» была поставлена задача: «Архитектурное оформление фасадов решить с учетом… ликвидации культового характера сооружения». Верхнюю часть стен разобрали на высоту 1,2-1,4 метра.
Несколько лет назад депутаты стали предлагать: «Пусть католики выкупят здание». Но в беседах и с представителями депутатского корпуса, и в госадминистрации нынешний настоятель храма отец Юрий свою позицию обозначил четко: разговора о «купи-продай» быть не может. Откровенно говоря, я во многом разделяю его позицию.
С НАДЕЖДОЙ — К ДЕПУТАТАМ
— Накануне празднования 1025-летия крещения Руси в севастопольских СМИ прошла информация, укрепившая надежды севастопольских католиков на торжество справедливости: президент Украины дал вам поручение «решить вопрос с костелом положительно»…
— Окончательное решение по «Дружбе» вправе принимать только депутаты горсовета. Я, как депутат, буду инициировать рассмотрение вопроса на сессиях. Мне известно, что многие из нынешних депутатов несколько лет назад активно участвовали в процессе, в результате которого вблизи здания горсовета появился памятник Императрице Екатерине Великой. Императрице, которая для развития и процветания руководимой ею страны активно привлекала иностранные инвестиции: приглашала жить и работать в империи и на благо империи и немцев, и греков, и сербов — почти всю Европу. Не делая различий ни национальных, ни религиозных. На протяжении всего своего многолетнего царствования она охотно давала разрешения на строительство и церквей, и кирх, и костелов, и мечетей.
Всем тем, кто «мнит себя стратегом» на севастопольском политическом поприще, советую прочитать работу исследователя-историка Н.В. Бессарабовой, опубликованную в книге «Путь на пользу», выпущенной к 225-летию путешествия Екатерины Великой в Новороссию и Крым. Приведу короткую цитату: «…Екатерина не забывала, что не все ее подданные исповедуют православие, и она всегда проявляла веротерпимость, особенно — во время путешествий, когда ей приходилось контактировать с представителями иных конфессий непосредственно». И далее… «В Крыму духовенство православного исповедания встречало её с Евангелием, а муфтий — с Алькораном. Императрица дарила им подарки наряду с православным духовенством. В Киеве лютеранскому пастырю государыня велела платить по 300 рублей в год, а католический епископ Нарушевич получил от неё крест с розами стоимостью в 1600 рублей».
Таким способом она показывала, что как просвещенная государыня стоит выше религиозных предрассудков. Императрица также защищала представителей других вероисповеданий от своих православных подданных, не всегда отличавшихся веротерпимостью.
И, к слову, свою позицию подтвердила законодательно: в 1773 году она издала закон о терпимости всех вероисповеданий. С кого ж пример брать, если не с Великих?!!
Беседовал А. КМИТИЦ, верующий.
На снимках: (слева) здание кинотеатра «Дружба» закрыто не только для католиков — в нем несколько лет назад замерла всяческая жизнь; (справа) борьба продолжается даже в надписях на стенах…