Как реализовать свое право на получение информации

Право на доступ к информации является конституционным правом человека, предусмотренным и гарантированным статьей 34 Конституции Украины. Порядок реализации конституционного права на получение информации установлен законами Украины «Об обращениях граждан», «Об информации», «О доступе к публичной информации».Законом Украины «Об информации» предусмотрено право каждого на свободное получение, использование, распространение, хранение и защиту информации, необходимой для реализации своих прав, свобод и законных интересов. Под информацией подразумеваются любые сведения или данные, которые могут быть сохранены на материальных носителях или отображены в электронном виде. Реализация права на информацию не должна нарушать общественные, политические, экономические, социальные, духовные, экологические и иные права, свободы и законные интересы иных граждан, права и интересы юридических лиц.

Информационные отношения, урегулированные законами Украины «Об обращениях граждан» и «О доступе к публичной информации», имеют ряд общих признаков, однако при этом следует учитывать, что указанные законы устанавливают различный порядок рассмотрения обращений граждан и запросов о предоставлении публичной информации, в том числе и сроки такого рассмотрения. Данные особенности следует знать для того, чтобы грамотно воспользоваться своим правом на получение необходимой вам информации.

Законом Украины «Об обращениях граждан» предусмотрено право граждан Украины на обращение в различные органы власти и учреждения в соответствии с их компетенцией с замечаниями, жалобами и предложениями, касающимися их уставной деятельности, с заявлениями или с ходатайствами по реализации своих социально-экономических, политических и личных прав и законных интересов и с жалобами на их нарушение.

В соответствии со статьей 20 закона Украины «Об обращениях граждан» обращения рассматриваются в срок не более одного месяца со дня их поступления, а обращения, не требующие дополнительного изучения, — немедленно, но не позднее 15 дней с момента их получения. В случае невозможности рассмотреть поставленные в обращении вопросы в месячный срок руководитель соответствующего органа, предприятия, учреждения, организации или его заместитель устанавливают необходимый срок для его рассмотрения, о чем уведомляется лицо, написавшее обращение. При этом общий срок разрешения вопросов, поставленных в обращении, не может превышать 45 дней.

В соответствии со статьей 1 закона Украины «О доступе к публичной информации» публичная информация — это отображенная и задокументированная любыми способами на любых носителях открытая информация, полученная или созданная в процессе исполнения субъектами властных полномочий своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, или находящаяся во владении субъектов властных полномочий, иных распорядителей публичной информации, определенных этим законом.

Согласно статье 19 данного закона, запрос на информацию — это просьба лица к распорядителю информации о предоставлении публичной информации, находящейся в его владении. С запросом о предоставлении публичной информации могут обратиться физические лица, юридические лица и объединения граждан без статуса юридических лиц.

Статьей 20 закона Украины «О доступе к публичной информации» предусмотрено, что распорядитель информации в течение 5 рабочих дней с момента получения запроса должен дать на него ответ. В случае предоставления большого объема информации или в случае необходимости поиска информации среди значительного числа данных распорядитель информации может продлить срок рассмотрения запроса до 20 дней с обоснованием такого продления, о чем он должен уведомить лицо, подавшее запрос. В случае, если запрос касается информации, необходимой для защиты жизни или свободы лица, состояния окружающей среды, аварий, катастроф и иных чрезвычайных событий, угрожающих безопасности граждан, ответ должен быть дан не позднее 48 часов с момента получения запроса.

Поскольку к категории публичной относится уже собранная и задокументированная информация, ее предоставление не предполагает необходимости проведения распорядителем информации дополнительного анализа ситуации или нормативной базы, проверки законности действий какого-либо лица и подготовки выводов об их правомерности. А потому в ответ на свой запрос его инициатор фактически может получить копию документа, содержащего необходимую публичную информацию, но не разъяснение порядка использования данной информации или заключение о ее влиянии на те или иные правоотношения.

В обращении же гражданина, как правило, указываются недостатки в работе подчиненных или подконтрольных органов, излагается требование о возобновлении прав и защите законных интересов граждан, нарушенных действиями (бездействием), решениями государственных органов, органов местного самоуправления, учреждениями, организациями, объединениями граждан, предприятиями, должностными лицами, или же просьба о предоставлении соответствующих разъяснений. Поэтому ответ на обращение должен содержать факты, установленные в ходе проведения соответствующей проверки, анализ ситуации, выводы о возможности разрешения проблемы, указанной в обращении, разъяснение порядка реализации гражданином своих прав или защиты законных интересов.

Кроме того, в соответствии со статьей 21 закона Украины «О доступе к публичной информации» информация на запрос предоставляется бесплатно, но предусмотрено возмещение затрат на копирование и печать документов в рамках предельных норм, установленных Кабинетом министров Украины, объемом более 10 листов, лицом, обратившимся с запросом о предоставлении публичной информации. Закон предусматривает, что в случае отказа лица, обратившегося с запросом, возместить расходы на копирование и печать документов, ему может быть отказано в удовлетворении запроса. Если распорядителем информации не установлен размер платы за копирование и печать документов, информация выдается бесплатно. При предоставлении лицу информации о нем же и информации, представляющей общественный интерес, плата за копирование и печать не взимается.

Закон Украины «Об обращениях граждан» не предусматривает взимания платы за рассмотрение обращений или возмещения автором обращения расходов, связанных с таким рассмотрением.

Другие статьи этого номера