Имидж современного учителя

Имидж современного учителя

Как показывают исследования, только 19% учителей удовлетворены своим внешним видом, 25% — умением общаться, а треть принявших участие в опросе педагогов испытывают трудности в отношениях с учащимися.
Начался новый учебный год. Труд учителя — дело непростое, работа в школе в некоторой степени теряет свою привлекательность для молодёжи. И дело здесь не только в экономических стимулах, но и в личном авторитете учителей. Имидж профессии и имидж школы — это понятия, которые сегодня на слуху, и не всегда с положительным смыслом. Как вести себя, что делать для того, чтобы создать себе положительный имидж? Об этом наш разговор с доцентом кафедры прикладной психологии Севастопольского городского гуманитарного университета, кандидатом психологических наук Т.И. БЕССОНОВОЙ.— Татьяна Ивановна, в вашем вузе сегодня читается необычная дисциплина — «Практикум по имиджелогии. Основы педагогической имиджелогии». Чем, по вашему мнению, вызван сегодня интерес к этой дисциплине?

— Работа с людьми — это самая трудная в мире работа. Имиджелогия — это инновационный научно-технологический курс человековедческого направления, новой отрасли теоретико-прикладного знания. Интегрируя в себе несколько научных дисциплин гуманитарного, искусствоведческого и естественного характера, он помогает студентам, будущим специалистам, продуктивно использовать солидный информационный банк для выстраивания достойных отношений в различных социумах, высвечивать личностно-деловые качества, умело затенять недостатки, обретать морально-психологическую уверенность в общении.

— Интерес к личности учителя — это основа, на которой выстраивается жизнь школы. Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету, нет дисциплины на уроке, нет доверия между учителем и учениками. К сожалению, не всем педагогам удается сразу найти общий язык с детьми, коллективом. В итоге общество теряет порой талантливых учителей. Что делать в этом случае?

— Сознание человека устроено так, что вначале разгорается интерес к личности учителя, а потом — интерес к предмету. Другое дело, что в последующем интерес к личности учителя угасает, а разгорается интерес к предмету. Дети очень добры. Они со временем прощают учителям небрежность и неаккуратность в одежде, причёске, манерах. Но взрослые, коллеги и родители, всегда очень критичны и требовательны.

Для учителя важно уметь создать свой собственный имидж. Будущий педагог должен помнить, что составляющими его имиджа являются отличная подготовка по человековедческим дисциплинам в вузе, владение определённым набором технологий общения, постоянное совершенствование своих личностных качеств.

В зарубежной практике не существует каких-либо сомнений в обязательности имиджа педагога, который рассматривается как составная часть культуры делового общения. К сожалению, у нас не все учителя озабочены личным авторитетом. Исследования показывают, что педагоги в два раза занижают значение своего имиджа, только 19% удовлетворены своим внешним видом, 25% — умением общаться.

В результате проведённого анкетирования 512 педагогов, слушателей курсов повышения квалификации (99% из них — женщины), нами получены следующие ситуационные данные: 95%, отвечая на вопрос анкеты, ответили, что заботятся о создании собственного имиджа в своей профессиональной деятельности, но сознательно строят и корректируют его только 27,5%. 45% оценивают свою работу удовлетворительно, видят много проблем, над которыми надо работать. Более трети опрошенных педагогов (34,7%) испытывают трудности в отношениях с учащимися.

У нас в городе очень много талантливых и личностно выдающихся учителей. Они удовлетворены своим внешним видом, умением общаться, говорить и особенно слушать. Изучая их опыт самопрезентации, могу сказать, что их имидж формируется в единстве с высокой мотивацией достижений. Для них приоритетными являются социальные, духовные, этические и эстетические ценности, их личностными особенностями являются гибкость мышления, толерантность, самодостаточность, чувство юмора, коммуникабельность. Они умеют сочетать чисто внешние, атрибутивные элементы образа (например, причёска, привычные аксессуары) с элементами психологической природы — выражение лица, своеобразная походка, использование в речи своеобразных слов и т.д.

Кстати, среди важных компонентов учительского искусства важное место занимают образность и культура речи педагога. Речь — могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи учителя формируются сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, формируются воля и характер ребёнка. Речь учителя должна быть содержательной, понятной, действенной, выразительной, образной.

Речь учителя станет действенной, если он будет учитывать индивидуальные особенности своих воспитанников, влияя таким образом на их мысли, чувства, поведение. Считается неприличным говорить слишком громко, резко, грубо, кричать, обнаруживать в тоне голоса обиду, высокомерие, гордость, самомнение, впадать в пафос и декламацию. Обращение к детям не должно быть оскорбительным и фамильярным.

— То есть настоящий педагог должен быть тактичным и деликатным?

— Такт и деликатность учителя — это один из тех компонентов общего поведения, которые формируют его стиль. Общее правило такта — создавать наиболее благоприятные условия для общения и жизни окружающих людей, учитывать и устранять те возможные неудобства, которые могут возникнуть от нашего поведения. Деликатность предполагает мягкое и внимательное отношение к людям, приветливость и заботу о них. Ребёнку младшего школьного возраста нужно приходить на помощь «здесь и сейчас», а для старшеклассника наша деликатность скажется в том, что вы отвлечёте внимание от него и сделаете незаметным для окружающих его состояние, тем самым поможете ему справиться со своими чувствами, овладеть ими. Конечно, всегда очень важно показать учащемуся отношение к нему. Желательно чаще хорошее, но иногда и плохое. Обычно прямой взгляд интерпретируется как выражение хороших чувств. Но имеет одно существенное исключение. Если вы смотрите на ребёнка пристально, упорно, то он будет интерпретировать это как знак враждебности, нежели дружелюбия. Взгляд должен быть открытым, сопровождаться улыбкой, кивками согласия, тогда вы будете располагать к себе детей, выстраивать контакты как партнёрские.

— В последнее время в современной школе акцент делается на техническом общении, из-за чего сокращается время непосредственных эмоциональных контактов между учителем и учениками. Хорошо это или плохо?

— В идеале процесс педагогического общения должен представлять собой единство рационального и эмоционального. Учителя в позе «сфинкса» вызывают у детей чувство страха, создают напряжённую эмоциональную обстановку общения. «Эмоциональная глухота» педагогов приводит к формированию черствости и равнодушия в детских душах. Последний тип отношений В.А. Сухомлинский считал пороком, «внушающим позорную и губительную мысль о том, что мир существует сам по себе, а я — сам по себе, в мире можно прожить тайно и незаметно, закрывая глаза на то, что мерзость может пожирать и уничтожать добро, а добро быть слабым и беззащитным». Забота об эмоциональном совершенстве своего поведения есть вместе с тем и стремление к нравственному совершенству учителя.

— Итак, какими же качествами должен обладать педагог по призванию?

— В первую группу входят такие природные качества, как коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатийность (способность к сопереживанию), рефлексивность (способность понять другого человека), красноречивость (способность воздействовать словом). Эти качества составляют набор природных дарований, обозначаемых понятием «умение нравиться людям». Во вторую группу входят характеристики личности как следствие её образования и воспитания. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье, способность к межличностному общению, знание и применение на практике этикетной модели поведения учителя как внешнее проявление морально-этической ответственности учителя.

Не следует забывать и о том, что большую роль в создании имиджа играет внешняя привлекательность учителя — своеобразная визитная карточка в современный мир профессии. Здесь очень важна манера ношения одежды, которая должна быть функциональной, недорогой, удобной, строгой и в то же время эффектной. Для школы наиболее приемлемо платье с длинным рукавом, причём самые авторитетные платья — серое в мелкую полоску, темно-синее, светло-синее, рыжевато-коричневое, бежевое, тёмно-зелёное. Наименее подходящим являются платья ярких цветов, обтягивающие пуловеры и свитера.

Не стоит забывать и о том, что школа — это не место демонстрации материального благополучия. Корректными украшениями для учителя являются обручальное кольцо, часики, брошь. Приличия требуют, чтобы учитель носил красивую обувь, сумочку из хорошей кожи и пользовался авторучкой достойного класса. А оригинальный поясок, фигурная заколка, цветной платочек (но не цветастый) придадут внешнему виду учителя индивидуальность, уберут из школы серость учительских будней.

Педагогам надо помнить, что слагаемых их имиджа значительно больше, чем в какой-либо другой профессии, и что их статус определяется большими требованиями общества.

— Спасибо за беседу.

Другие статьи этого номера