Президиум горсовета ветеранов: фронтовой истребитель Як-1 должен стать экспонатом музея

Президиум горсовета ветеранов: фронтовой истребитель Як-1 должен стать экспонатом музея

Президиум городского совета ветеранов Севастополя в который раз(!) обратился к властям города, руководству Балаклавского РОВД, городского управления МВД в Севастополе и к недавно избранному народному депутату Вадиму Новинскому с просьбой решить, наконец, судьбу раритетного самолета Як-1 времен Второй мировой войны, поднятого в Севастополе со дна моря летом 2011 года. Этот экспонат имеет особую историческую, научную и культурную ценность. Принять его на ответственное хранение готовы и музейщики Севастополя, и Государственный музей авиации в Киеве (Жуляны).13 января 1940 года лётчик-испытатель КБ А.С. Яковлева Ю.И. Пионтковский впервые поднял в небо опытный образец первого советского истребителя.

Як-1 постоянно дорабатывался: вносились изменения в конструкцию самолёта, улучшалась его аэродинамика. Немалую помощь в этом оказывали специалисты ЦАГИ, ЛИИ. Но конструкторам КБ постоянно приходилось догонять своих «конкурентов» из фирмы «Мессершмитт AG», разрабатывавших новые модификации немецкого истребителя Bf.109G. Иногда для облегчения приходилось снимать часть оборудования и вооружения. В конце концов

Як-1 сравнялся с Bf.109G по скорости на малых высотах. При этом он превосходил «мессершмитт» в горизонтальной маневренности. На его основе были созданы более совершенные истребители Як-1М и Як-3. Серийное производство Як-1 продолжалось до июля 1944 года. Всего было изготовлено 8670 самолётов всех модификаций.

На территории бывшего СССР лишь в Саратовском музее боевой славы можно увидеть единственный сохранившийся до наших дней фронтовой истребитель Як-1Б. Самолет N 08110 был выпущен 14 декабря 1942 г. на Саратовском авиационном заводе. В тот же день он был куплен Ф.П. Головатым, колхозником колхоза «Стахановец» Саратовской области. Ф.П. Головатый явился инициатором патриотического почина покупки военной техники для фронта на личные сбережения. Самолет по решению командования 8-й Воздушной армии вручили летчику Б.Н. Еремину. К этому времени Б.Н. Еремин успешно провел знаменитый бой «семь против двадцати пяти», когда 7 истребителей под его командованием вступили в воздушное противоборство с 25 самолетами противника 9 марта 1942 г. На борту самолета была сделана памятная надпись: «Летчику Сталинградского фронта гвардии майору Б.Н. Еремину от колхозника колхоза «Стахановец» Ф.П. Головатого». Самолет перегнали на Сталинградский фронт и в торжественной обстановке вручили Б.Н. Еремину. Боевой путь самолета закончился в Севастополе в 1944 г.

В Украине не сохранилось ни одного раритетного Як-1. Тем ценнее находка, о которой просят позаботиться севастопольские ветераны. В ноябре 2011 года самолет-утопленник чуть было не продали за рубеж. Цена была назначена в 165 тысяч евро. Незаконная операция купли-продажи не состоялась благодаря бдительности сотрудников Севастопольского управления СБУ. Против «черного» дайвера, поднявшего на поверхность раритет, тогда же было возбуждено уголовное дело. А редкий образец военной техники — самолет Як-1 (вернее, то, что от него осталось) — вот уже 2 года неприкаянно валяется на территории Балаклавского РО милиции.

Из архивных материалов известно, что Як-1, которым управлял младший лейтенант Маркитанов, 9 ноября 1941 года в результате отказа двигателя упал в море в районе мыса Феолент. Летчику удалось спастись. После войны фронтовой истребитель был обнаружен и внесен в реестр подводного культурного наследия Украины, утвержденный Институтом археологии НАН. Но то, что Як-1 находится под охраной государства, не смутило «черного» дайвера из Балаклавы, когда зарубежный коллекционер предложил ему кругленькую сумму за раритет.

Интернет-торги провалились, но «воз и ныне там». У варварски поднятого со дна моря самолета обломаны крылья. Однако его все ещё можно восстановить. И за это берутся специалисты Государственного музея авиации, о чем заверяет его директор Ю. Зиатдинов в своем письме на имя начальника УМВД в Севастополе.

«Получение музеем истребителя Як-1, построенного в 1941 году, дало бы возможность открыть новую страницу в истории отечественной авиации и начать создание полноценной коллекции подлинных самолетов времен Великой Отечественной войны, — пишет Зиатдинов. — Такая коллекция предусмотрена в утвержденной концепции музея, но из-за отсутствия реальных образцов пока что она представлена лишь несколькими полномасштабными макетами».

Президиум городского совета ветеранов в своих обращениях к властным структурам просит учесть, что решение по военной реликвии нужно принимать как можно скорее, ведь в мае 2014 года Севастополь будет отмечать 70-летие освобождения города от фашистских захватчиков, в котором принимал участие и фронтовой истребитель Як-1.

Фото пресс-службы СБУ.

Другие статьи этого номера