Шедевры Эрмитажа Екатерины II

Шедевры Эрмитажа Екатерины II

В нынешнем году широко отмечается 400-летие Императорского дома Романовых. Этой дате посвящена выставка произведений итальянской живописи XVII века из фондов Севастопольского художественного музея.

Представленные шедевры ранее находились в собрании Эрмитажа — «райском уголке» Екатерины II — четвертой императрицы, которая правила Россией с 1762-го до 1796 года. Ее интерес к коллекционированию живописи имел в некоторой степени политический характер и, пользуясь советами знатоков — Денни Дидро, Мельхиора Гримма, Этьена Мориса Фальконе, Д.А. Голицына, — императрица собрала в своей столице выдающиеся произведения искусства. Стремясь поддержать престиж России как великой европейской державы и свою репутацию просвещенной монархини, Екатерина Великая активно формировала картинную галерею. Состав коллекции отражал художественные вкусы того времени, но, обладая неограниченными возможностями, Екатерина II через дипломатов и специальных агентов закупала в разных странах Европы крупные частные собрания и отдельные шедевры. Особое значение для её Эрмитажа как первоклассной сокровищницы живописи имело приобретение знаменитых коллекций лорда Уолпола и графа Бодуэна.

На выставке в музее экспонируется уникальная картина ведущего представителя римской академической школы живописи ХVII века Джузеппе Кьяри (1654-1727) — «Проповедь Христа», написанная на сюжет евангельской легенды «Христос, благословляющий детей». Четкий рисунок, ясно читаемые формы, светлые красочные тона говорят о классицистических тенденциях в творчестве мастера. Эта работа была приобретена Екатериной II в составе коллекции лорда Роберта Уолпола (1676-1745), одного из крупнейших знатоков искусства первой половины XVIII века, министра английских королей Георга I и Георга II. Его художественные сокровища — более двухсот шедевров живописи — были сосредоточены в родовом замке Хоутон Холле. Спустя три десятилетия после смерти коллекционера, в 1779 году, его внук через русского посланника в Лондоне А.И. Мусина-Пушкина предложил Екатерине II приобрести собрание. Оно было куплено за 40 тысяч фунтов, несмотря на делавшиеся в Англии попытки противостоять продаже. Благодаря этому поступлению Эрмитаж пополнился полотнами Рубенса, Ван Дейка, Снейдерса, Рембрандта, Лоррена, Пуссена и многих других выдающихся европейских мастеров ХVI-ХVII веков.

Представленные на выставке замечательные парные картины «Замок на берегу залива» и «Приморская гавань» приписываются кисти неаполитанского художника Сальватора Розы (1615-1673), имя которого связано с развитием романтических тенденций реалистического пейзажа в Италии. Они были приобретены в 1874 году как произведения французского пейзажиста Клода Лоррена с коллекцией графа Сильвестра-Рафаэля Бодуэна (1715 — 1797) — известного гравера-любителя и большого знатока старинной живописи. Но с 1838-го в каталогах Эрмитажа «Замок на берегу залива» и «Приморская гавань» стали числиться работами Сальватора Розы. Эта атрибуция до сих пор вызывает споры специалистов, но несомненно одно: картины написаны с величайшим мастерством. Коллекция графа была приобретена для Эрмитажа при содействии Мельхиора Гримма, комиссионера Екатерины II по художественным делам, состоявшего с ней в активной переписке в течение 20 лет. Собрание Бодуэна, насчитывавшее 119 первоклассных картин голландской, фламандской и французской школ, ввезённое из Парижа, стало последним крупным пополнением картинной галереи Эрмитажа в XVIII веке. Оно включало девять шедевров Рембрандта, полотна Ван Дейка, Остаде, Рейсдала и Тенирса Младшего и несколько произведений итальянских мастеров. Среди них были картины «Завтрак пастухов» и «Явление ангела пастухам», написанные в мастерской Якопо Бассано (1510-1592) — крупнейшего представителя семьи итальянских живописцев эпохи Возрождения. Насыщая композиции динамичными ритмами, прибегая к эффектам утреннего и ночного освещения, Бассано придавал своим образам драматическую окраску. Эти работы вот уже больше восьми десятилетий украшают постоянную экспозицию Севастопольского музея и являются ценной составляющей данной выставки.

Во время правления Екатерины II господствующим стилем в русском искусстве был классицизм, возможности которого «оказались уместными в условиях укрепления культа государственности в императорской России II половины XVIII века». И неудивительно, что эта Великая женщина являлась наиболее часто портретируемым монархом. Ее иконография составляет свыше пятисот произведений: яркие, ослепляющие роскошью парадные портреты кисти корифеев русской живописи Ф.С. Рокотова и Д.Г. Левицкого, камерные работы В.Л. Боровиковского, портреты-аллегории представителей «россики» И. Лапми и С. Торелли… Ярким примером служит полотно немецкого живописца Андреаса Каспара Гюне (1758(?)-1813) «Императрица Екатерина II принимает турецкое посольство в 1791г.». Именно в том году, по приглашению императрицы, художник приехал в Россию и выполнил ряд аллегорических картин, посвященных окончанию русско-турецких войн и присоединению Крыма к России. Эти работы были призваны прославить победы русского оружия в войне и в иносказательной форме возвеличить государственную и просветительную деятельность императрицы. Екатерину II, как и других российских монархов, нередко изображали мифологическим божеством, отождествляя с различными добродетелями. На картине Гюне, специально привезенной на выставку из Бахчисарайского историко-культурного заповедника, Екатерина Великая окружена аллегорическими женскими образами с портретным сходством самой императрицы, символизирующими Милосердие, Благоразумие, Миролюбие и Славу.

Выставка шедевров в Севастопольском художественном музее им. М.П. Крошицкого продлится в течение месяца. Так что спешите видеть!

Фото В. Докина.

Другие статьи этого номера