Счастлив был быть художником

Счастлив был быть художником

23 сентября в 17.00 в «Зеленой пирамиде» состоится выставка работ заслуженного художника Украины, заслуженного художника Автономной Республики Крым, члена Национального союза художников Украины, Творческого союза художников России, Международной федерации художников Зиновия Ивановича Филиппова.
«Я счастлив, что я — художник: мои полотна останутся людям», — слова мастера, оставившего миру великое множество полотен, живописца не просто по призванию, а наделенного удивительным даром владения цветом и светом. Выставка посвящена 90-летнему юбилею художника, а также светлой его памяти. Зиновий Иванович не дожил до этого дня всего полтора года. В экспозиции будут представлены полотна, которые прежде еще нигде не демонстрировались.

Зиновий Иванович Филиппов родился в деревне Речица Орловской области 23 сентября 1923 года. Детство его прошло в Балаклаве (Севастополь), куда его родители были отправлены по работе. Еще в довоенное время босоногим мальчишкой вместе с друзьями он бегал улочками Балаклавы, рыбачил сам и наблюдал за рыбаками на суденышках… Все эти светлые детские воспоминания отпечатались в сердце будущего художника. Балаклава была особой темой в творчестве Зиновия Ивановича. Огромное впечатление на тогда еще совсем юного Филиппова произвело творчество Ивана Куприна и Александра Грина — выдающихся прозаиков, творивших в Балаклаве. Романтические образы Грина находили свое воплощение в творчестве живописца. Все мы помним гриновский Зурбаган… Но Зурбаган («Возвращение в Зурбаган», 1998 г.) Зиновия Ивановича — какой-то особенный: светлый, людный, шумный — живой! Глядя на картину, кажется, что в конце улочки вот-вот мелькнет статная фигура капитана Грея, а на волнах закачается «Секрет»… На стене холла гостиницы «Украина» (Севастополь) дожидается своего Грея филипповская Ассоль (Зиновий Иванович был автором и одним из создателей известного мозаичного панно, настоящего достояния нашего города).

Балаклавское детство продлилось не долго. И уже вскоре семья Филипповых вернулась в Москву. Там Зиновий Иванович учился в художественном училище. Тогда же начался следующий (тяжелый и страшный) период его жизни — Великая Отечественная война. В 1941 году Филиппову исполнилось 18 лет, поэтому он пошел на фронт. Был командиром пулеметной роты. Чудом остался жив… После одного из сражений его, едва ли ни единственного выжившего, среди груды тел нашла… лошадь. Умное животное не отходило от живого человека, пока Зиновий Иванович не был спасен работниками полевого госпиталя. Многие работы живописца посвящены лошадям. Филиппов любил этих удивительных животных. И, быть может, в этом есть определенный знак судьбы, ведь Филипп в переводе с греческого означает «любящий лошадей».

После контузии и тяжелого обморожения Зиновий Иванович больше не принимал участия в боевых действиях. За свои боевые заслуги Филиппов награжден медалями «За оборону Москвы» (1946), «За победу над Германией» (1945), «За победу в Великой Отечественной войне» (1946), орденами «За храбрость, стойкость и мужество» и Отечественной войны II степени (1985). Для человека, прошедшего Великую Отечественную войну, это время не просто остается в памяти. Это целый пласт пережитого, выстраданного, познанного и постигнутого, который мазками лег на холсты. Персональная выставка Зиновия Ивановича «Война и мир» была посвящена военным воспоминаниям, судьбам фронтовых товарищей, военным будням… Правдиво и глубоко раскрывал художник в работах, посвященных войне, великий подвиг, силу народного духа.

После войны Филиппов обучался в Московском художественном училище (1946 г.), а переехав в Латвию, сперва в Рижском училище декоративно-прикладного искусства, а после — в Академии искусств Латвийской ССР (1947-1953 гг.). Рижская школа привнесла в творчество живописца множество ярких смелых красок, цветовых решений. Тут же доводился до совершенства академизм творчества Филиппова. Сам он любил говорить так: «Академическое «школярство» помогло мне глубже понять живопись, стремление к цвету, свету, композиции. Не только понять, но и принять».

1956 год — и снова Севастополь! Не будучи коренным жителем города, Зиновий Иванович всегда оставался севастопольцем по духу. Он принимал участие в севастопольских выставках, работал в художественно-производственных мастерских.

На Алсу у Филипповых был домик, который стал излюбленным местом проведения пленэров, творческих мастерских. Привлеченные удивительными видами Чернореченского каньона и компанией Зиновия Ивановича, известные художники и поэты собирались, чтобы пообщаться, поучиться друг у друга, хорошо провести время. В этом домике была особая стена — на ней гости оставляли свои пожелания и автографы. Сам Филиппов любил Алсу. Это место было особым: художник мог взять этюдник, углубиться по тропинкам в лес и писать все, что видел.

Путь художника тернист. В советский период популяризации художественных цехов живописцу тяжело было зарабатывать себе на хлеб. Плакаты, лозунги, листовки — все это не имело никакого отношения к творчеству. Несмотря на трудности, Зиновий Иванович не отложил кисти. Он не изменил себе, не скатился от мастерства к ремеслу. Филиппов творил, как бы ни было трудно.

Кроме живописи, Зиновий Иванович увлекался также литературными «шалостями», писал острые озорные «филиппики». Например:

В березовом лесу

Артур писал пейзаж

На крымский вернисаж…

Простим художнику каприз —

В этюд он вставил кипарис.

Его усилия оказались не напрасными. Спустя годы в обществе снова вспыхнул интерес к настоящему искусству, к живописи. Выставки, приглашения, признание пришли к тому, кто трудился и верил. Несколько персональных выставок в Севастопольском художественном музее им. М.П. Крошицкого, персональная выставка в выставочном зале НСХ Украины (Севастополь), выставка «Этюды прошлых лет» в галерее «Зеленая пирамида» (Севастополь), выставка «Война и Мир» (Севастополь), выставка в Малом Пассаже (Москва).

Будучи тяжелобольным, прикованным к постели, Филиппов не опускал кисти. Лежа дома в окружении своих работ, он находил в себе силы поднять руку с кистью, чтобы что-нибудь поправить, что-нибудь дополнить… Живопись была не просто его призванием или профессией — она была его внутренним стержнем, силой, мотивацией жить.

Ушел из жизни Зиновий Иванович Филиппов 23 февраля 2012 года.

Его произведения находятся в экспозициях Национального музея Праги, музеев Украины, Крыма, в частных собраниях во многих странах Европы, хранятся в фондах Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя, Севастопольского художественного музея им. М.П. Крошицкого. Множество работ были подарены лично автором Национальному музею героической обороны и освобождению Севастополя и историко-мемориальному комплексу «35-я береговая батарея».

В основе живописи Филиппова лежит импрессионизм. Но его импрессионизм необычаен — это симфония цвета. Каждая картина Зиновия Ивановича дышит, живет. Его полотна — маленькие миры, застывшие во времени и пространстве, но не обездвиженные в отличие от фотографий. На зеленых волнах Балаклавской бухты играют солнечные блики («Утро», Балаклава, 2003 г.). Алые маки кровью стекают по серому граниту Сапун-горы («Сапун-гора», 2011 г.). Картина «Цветы с лошадкой» (1988 г.) очень трогательная, теплая и настоящая.

Когда видишь эти работы впервые, не верится, что они писаны рукой зрелого, пожившего человека, прошедшего через многое, очень многое… Это жизнерадостные, яркие цвета бесконечно прекрасного, подвижного, вечно преображающегося мира, который умеет увидеть только человек с юной и бесконечно светлой душой.

Он и был таким, Зиновий Иванович Филиппов, — юным сердцем, глубоким и честным.

P.S.:  Память о человеке живет в мыслях и сердцах его близких и друзей, память о художнике живет в его полотнах… Приходите 23 сентября на выставку работ Зиновия Ивановича Филиппова в «Зеленую пирамиду», чтобы вспомнить или познакомиться с творчеством мастера многогранного, многоцветного и очень светлого…

Другие статьи этого номера