3 октября состоялась пресс-конференция, посвящённая проходившей в Севастополе украинско-шведской неделе экологического потребления «Экология в тарелке».В ходе данного мероприятия обсуждались проблемы и перспективы так называемого экологически ответственного питания. Под этим термином понимается такое поведение человека, при котором он не только удовлетворяет свою потребность в здоровой и вкусной пище, но и старается причинять окружающей среде как можно меньше вреда.
По словам участников конференции, на сегодняшний день одной из центральных проблем экологического потребления является отсутствие просветительной работы с населением. «Этот вопрос лежит в области культуры потребления. Чтобы сформировать спрос на данном этапе, мы должны знакомить наших покупателей с органической продукцией, показывать выгоду, которую они получат», — сказал председатель комитета по вопросам инноваций, инвестиций, экономических реформ и развития промышленности Алексей Степанов. Также он выразил надежду, что инициативу в области экологического просвещения поддержит общественный совет Севастополя.
Татьяна Большакова, маркетолог сети ресторанов BRS, утверждает, что проблема многих мелких производителей экологически чистых продуктов — в их разрозненности. Ведь часто транспортные расходы превышают стоимость самой продукции. «Есть прекрасный пример города Сорренто на юге Италии. Там мелкие фермеры столкнулись с аналогичной проблемой, и в итоге был создан некий распределительный центр. Туда поступает продукция множества фермерских хозяйств, там она проходит сертификацию, и рестораторы заказывают продукты непосредственно в этом центре. Было бы возможно использовать этот опыт и в Крыму», — говорит Татьяна Большакова.
В ходе пресс-конференции неоднократно упоминалась проблема мелких фермерских хозяйств, которым трудно конкурировать с крупными производителями. Председатель Севастопольского отделения Всеукраинского общества охраны природы Валентин Шестак отметил, что конкурентное преимущество экологически чистой продукции должно создаваться руками самих потребителей. «Спрос рождается нами самими, теми, кто приходит на рынок. Поэтому сейчас мы совместно с экологической организацией «МАМА-86″ хотим приобрести сертифицированные приборы для определения качества продукции. Тогда мы, как общественники, сможем вместе с Госинспекцией по вопросам защиты прав потребителей ходить и выявлять некачественные товары, тем самым стимулируя производителей качественной экологической продукции», — заявил Валентин Шестак.
Участники пресс-конференции возлагают большие надежды на принятый Верховной Радой в начале сентября закон «О производстве и обороте органической сельскохозяйственной продукции и сырья», цель которого — оградить потребителей от некачественной продукции. В настоящее время закон находится на подписи у президента, так что, по всей видимости, его вступление в силу — вопрос времени.
Подводя итоги украинско-шведского «круглого стола», Татьяна Герасимова, руководитель организации «МАМА-86-Севастополь», подчеркнула, что все предприниматели и общественные организации, занимающиеся вопросом экологического питания, заинтересованы в объединении. «Нужно, чтобы мы действовали не разрозненно, а единой силой. На сегодняшний день это самое главное», — сказала Татьяна Герасимова.