Пилотный проект: ключевые вопросы

Пилотный проект: ключевые вопросы

Гипертоническая болезнь (ГБ) является актуальнейшей медицинской и социально-экономической проблемой как для отечественного здравоохранения, так и для общества в целом. По данным МОЗ Украины, в последние годы в стране значительно выросли показатели заболевания этой болезнью. На сегодня в Украине почти у 12 миллионов человек диагностируют симптомы гипертонической болезни, из них только 14% получают систематическое лечение, а периодически (от случая к случаю) принимают лекарственные средства лишь 35% больных.А тем временем указанная патология характеризуется ежегодным ростом во всех группах больных. Так, по статистике, каждый год симптоматические проявления ГБ выявляют почти у одного миллиона(!) населения страны. Из-за крайне ограниченного финансирования системы здравоохранения для многих хронических больных применять лекарственные препараты в течение длительного промежутка времени с экономической точки зрения довольно проблематично. А гипертония — это именно то хроническое заболевание, лечение которого требует использования медпрепаратов на протяжении всей жизни. Поэтому в рамках реализации на практике социальных инициатив президента Украины с 1 июня прошлого года стартовал Всеукраинский пилотный проект по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства и компенсации (реимбуксации) их стоимости для больных гипертонической болезнью, о чем «Слава Севастополя» уже не раз информировала своих читателей. Эти инициативы, направленные на повышение доступности жизненно важных лекарств, имеют огромное значение, особенно учитывая то, что в Украине на сегодня отсутствует обязательное медицинское страхование.

Внедрение механизма референтного ценообразования на препараты для лечения ГБ вызвало значительные качественные и количественные изменения в соответствующем сегменте отечественного фармацевтического рынка. Реализация названного пилотного проекта способствовала снижению розничных цен на большинство включенных в него гипотензивных лекарственных средств (ЛС) и увеличению их фактического потребления. В совокупности это привело к повышению показателей экономической и физической доступности ЛС указанной группы, стимулированию их отечественного производства и увеличению объемов продаж на фармацевтическом рынке. Таким образом, можно констатировать, что начали формироваться объективные тенденции роста уровня социальной защищенности больных ГБ в обществе.

С целью повышения экономической доступности ЛС, в первую очередь для социально незащищенных больных гипертонической болезнью, Кабинет министров Украины 25.04.2012 года принял постановление N 340 «О реализации пилотного проекта относительного внедрения государственного регулирования цен на лекарственные средства для лечения граждан с гипертонической болезнью» (далее — постановление N 340). Порядок частичного возмещения стоимости ЛС для граждан с гипертонической болезнью был определен постановлением Кабинета министров Украины от 5.09.2012 года N 907. Кроме того, для усовершенствования реализации пилотного проекта 12.06.2013 года Кабинет министров Украины принял постановление N 554 «Вопросы усовершенствования реализации пилотного проекта относительно внедрения государственного регулирования цен на ЛС для лечения граждан с гипертоническою болезнью», которым внес изменения к вышеуказаным постановлениям. В частности, в перечень лекарственных средств, на которые распространяется действие пилотного проекта, был дополнен комбинированными препаратами, что, вне всякого сомнения, способствует увеличению круга привлеченных к проекту пациентов, страдающих гипертонической болезнью.

Таким образом, на сегодняшний день действие пилотного проекта распространяется на следующие средства по международным непатентованным названиям (МНН) в виде таблеток и капсул:

— ингибиторы АПФ — эналаприл и лизиноприл;

— бета-адреноблокаторы — бисопролол, метопролол, небиволол;

— антагонисты кальция — амлодипин и нифедипин, а также комбинации этих препаратов — эналаприл (комбинация с гидрохлортиазидом); лизиноприл (комбинация с гидрохлортиазидом); амлодипин (комбинация с лизиноприлом).

Кроме того, выработаны новые подходы к расчету как граничного уровня оптово-отпускных цен на ЛС, так и сравнительных референтных цен на них, подлежащих частичному либо полному возмещению. Установлено, что препараты для лечения граждан с гипертонической болезнью в пределах каждого МНН, учитывая полную дозировку, делятся на три следующие группы, в зависимости от их стоимости с учетом граничных надбавок поставщиков и торговых (розничных) надбавок, определенных постановлением N 340:

— первая группа — ЛС для лечения граждан с гипертонической болезнью, стоимость которых подлежит частичному возмещению (90%);

— вторая группа — препараты для лечения граждан с гипертонической болезнью, стоимость которых подлежит частичному возмещению (меньше 90%);

— третья группа — препараты для лечения граждан с гипертонической болезнью, стоимость которых не подлежит возмещению.

При этом разрешается возмещать стоимость указанных средств, которые принадлежат к третьей группе, после декларации изменений их оптово-отпускной цены ниже установленных МОЗ Украины граничных уровней цен для препаратов первой или второй групп.

Также внесены изменения в «Порядок частичного возмещения стоимости лекарственных средств для лечения граждан с гипертонической болезнью», утвержденный постановлением Кабинета Мминистров Украины от 5.09.2012 года N 907. Так, частичное возмещение стоимости препарата производится на уровне утвержденной МОЗ Украины референтной цены с учетом граничных надбавок поставщиков и торговых (розничных) надбавок, установленных постановлением N 340, но не выше фактического размера розничной цены упаковки отпускаемого лекарственного средства.

Следует отметить, что реализация пилотного проекта происходит в два этапа: первый — установление и опубликование граничного уровня оптово-отпускных цен на ЛС с использованием механизма сравнительных (референтных) цен на лекарства, включенные в пилотный проект; второй — внедрение механизма частичного возмещения средств. Референтная (сравнительная) цена на ЛС — это цена, которую определяет уполномоченный государственный орган на основании стоимости препаратов, аналогичных по: форме выпуска (например, таблетки, капсулы, т.д.); МНН действующих веществ и содержанию их в том или ином препарате; количеству единиц (доз) ЛС в одной упаковке (например, количество таблеток).

Согласно постановлению N 340, розничная наценка на лекарственные средства не должна превышать 25% от закупочной цены. В то же время граничная цена не должна превышать 37,5% розничной надбавки.

Реестр граничного уровня оптово-отпускных цен и сравнительных (референтных) цен на лекарственные средства для лечения граждан с гипертонической болезнью утвержден приказом МОЗ Украины от 1.09.2012 года N 419 (с изменениями и дополнениями).

Следует отметить, что от аптечного учреждения не требуется наличия всех без исключения наименований препаратов, которые в нем имеются. Главное, чтобы у потребителя был выбор ценового диапазона и он мог приобрести как дорогое, так и дешевое лекарственное средство из перечня обозначенных в пилотном проекте.

Провизору (фармацевту) необходимо проводить разъяснительную работу с посетителями аптек о наличии в аптечных учреждениях ЛС с одинаковым действующим веществом и дозировкой, информировать пациентов о возможности взаимозаменяемости препаратов и их комбинации в пределах определенного в проекте списка медпрепаратов. Одновременно в случае обращения пациентов с рецептом врача, в котором указано международное непатентованное название ЛС, провизору (фармацевту) необходимо уведомить в первую очередь о наличии лекарственного средства по низкой цене.

Поскольку все препараты — участники пилотного проекта имеют статус рецептурных, чтобы их приобрести, необходимо предоставить в аптеку рецепт, который выписывается на рецептурных бланках формы N 1 (ф-1). В нем должно быть указано международное непатентованное название ЛС, количество, достаточное для приема пациентом в течение одного месяца, а также доза. Дополнительно рецепт должен быть заверен штампом красного цвета — «возмещение за бюджетные средства».

Обращаем внимание, что возмещение средств не проводится, если рецепт заполнен неправильно (не указано международное непатентованное название лекарственного средства). Поскольку в этом случае потраченные на лекарства деньги аптека не получит.

За более детальной информацией о пилотном проекте можно обращаться в государственную службу по лекарственным средствам в Севастополе по телефону (0692) 67-00-54.

Другие статьи этого номера