Давай, Россия…

Давай, Россия...

Николай Азаров поручил всем ответственным за выполнение «дорожных карт» представить на рассмотрение правительства согласованные с российскими партнерами предложения по разблокированию торговых споров. Между тем в 2013 году сокращение товарооборота между Украиной и Россией достигло 25 процентов.В четверг плановое заседание правительства премьер-министр Украины Николай Азаров начал с сообщения об итогах заседания украинско-российского межправительственного комитета по вопросам экономического сотрудничества. По словам Николая Азарова, «в наших отношениях накопились проблемы, которые носят объективный характер и которые можно устранить для взаимной выгоды». В частности, сообщил премьер, сокращение товарооборота между нашими странами почти на 25 процентов в текущем году не может устроить ни Украину, ни Россию.

«Экономическая ситуация в мире в целом и в наших странах в частности не такова, чтобы собственными руками строить торговые барьеры и тормозить производственную кооперацию, которая в буквальном смысле кормит сотни тысяч украинских и российских семей… Мы ехали в Россию с четким видением: нам немедленно надо дать мощный импульс сотрудничеству в тех сферах, где позиции Украины и России остаются неоспоримо лидерскими», — заявил Азаров. Среди направлений, которые нужно развивать совместно, названы космическая промышленность, авиастроение, атомная энергетика, отдельные наукоемкие технологии и т.д. «Так уж сложилось, что эти отрасли в наших странах очень связаны между собой. И отдельно развивать их не удастся ни Украине, ни России», — подчеркнул премьер-министр.

Главной задачей, которая ставилась на заседании межправительственного комитета, Азаров назвал согласование «дорожных карт» развития производственной кооперации и устранение препятствий в торговом, инвестиционном, финансовом и отраслевом сотрудничестве. В итоге были подписаны «дорожная карта» по реализации «Программы российско-украинского сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях на 2012-2016 годы» и «Меморандум о взаимопонимании относительно сотрудничества в использовании национальных космических средств дистанционного зондирования Земли гражданского назначения», а также «дорожная карта» по урегулированию вопросов в сфере инвестиционного, финансового и отраслевого сотрудничества Украины и Российской Федерации.

Завершая данную тему, Николай Азаров поручил до 1 декабря текущего года всем ответственным за выполнение «дорожных карт» представить на рассмотрение правительства согласованные с российскими партнерами предложения по разблокированию торговых споров и нерешенных вопросов кооперации.

Кроме того, он сообщил, что на заседании комитета согласованы планы создания совместного предприятия для возобновления серийного производства самолетов семейства Ан-124 с украинскими двигателями Д-18Т, завершения совместных летных испытаний лучшего в своем классе транспортного самолета Ан-70 с тем, чтобы до 1 февраля следующего года принять решение о его серийном производстве.

«С сентября уже реализуется совместный украинско-российский проект по строительству завода ядерного топлива в Кировоградской области. Мы начинаем проработку организационно-правовых форм и технического задания строительства мостового перехода через Керченский пролив. Договорились о развитии транспортных (автомобильных и железнодорожных) коридоров, которые соединяют Европу и Азию, а также о распространении уже отработанной практики общего, упрощенного таможенно-пограничного контроля на всех железнодорожных экспрессах, которые будут курсировать между нашими странами.

Активизируется украинско-российское научно-технологическое сотрудничество. В частности, украинские технологии будут активно использоваться в создании масштабного проекта «НИКА» на базе объединенного института ядерных исследований в Дубне. Также мы договорились, что вместе с казахскими партнерами в течение полугода выработаем экономическую и нормативную базу для создания Причерноморского зернового комитета — так называемого «зернового пула», который существенно улучшит условия торговли стратегическим ресурсом как для его производителей, так и для потребителей», — рассказал глава правительства Украины, который, его же словами, «в целом оптимистично воспринял результаты работы межправительственного комитета». Например, потому, что «вопрос зоны свободной торговли Украины с Европейским Союзом на последнем заседании рассматривался уже не как угроза для наших двусторонних отношений, а как задача предметно, посегментно проанализировать, какие условия для российско-украинского сотрудничества это создает, с тем, чтобы не возникало дополнительных препятствий».

Впрочем, российская сторона, судя по публикациям, в своих комментариях к теме торговли Украины с ЕС подошла более критично. По мнению российского издания «Коммерсантъ», на переговорах премьер-министра Дмитрия Медведева и украинского премьера Николая Азарова в очередной раз зафиксировано: продолжение интеграции Украины в Евросоюз закроет для нее путь в Таможенный союз России, Казахстана и Беларуси. «Украине предложено еще раз «проанализировать» выгоды обоих вариантов. Доводы российской стороны — сотрудничество в космической сфере, зерновой пул, строительство моста через Керченский пролив и даже открытие доступа украинским авиастроителям на российский рынок», — пишет издание.

Как довод в пользу сотрудничества с россиянами «Коммерсантъ» процитировал слова российского премьера о реанимации «затухшего» проекта строительства мостового перехода через Керченский пролив: «Люди эту тему давно ждут». Но, уточняют российские коллеги, «Николай Азаров никаких объявлений о начале денонсации договоренностей с ЕС в Калуге не сделал, он был готов немедленно подписать только соглашение о создании зернового пула».

Прямая речь

А что сказал Медведев?

Д. Медведев: Если позволите, я тоже попробую ответить на вопрос, почему Украина подписывает Соглашение об ассоциированном членстве. Вот мой ответ: я не знаю. Не знаю. Это решение Украины. Выгод я здесь никаких особо не вижу, но, наверное, нашим украинским партнерам виднее. Посмотрим, что будет происходить.

Могу лишь одно сказать, что, конечно, после подписания Соглашения об ассоциированном членстве (это наша открытая позиция, предельно простая, наша искренняя позиция) Украине будет очень трудно вступить в Таможенный союз, если она того захочет. Я думаю, что шансы в этом случае, если говорить о полноценном, а не об ассоциированном членстве, не о наблюдении, практически будут нулевыми. Потому что мы изначально нашим украинским партнерам говорили: мы готовы рассматривать различные формы, но для нас очень важно, чтобы все участники Таможенного союза имели одинаковый набор прав и одинаковый набор обязанностей. Соглашение по формуле: Россия — Казахстан — Беларусь плюс Украина или какая-либо другая страна (в данном случае это не имеет значения) нас не устраивает, потому что мы хотим создать полноценный союз, полноценный евро-азиатский экономический союз, а не какое-то аморфное объединение, и вот из этого мы будем исходить и на будущее.

Официальный сайт правительства Российской Федерации (government.ru)

Официально

По итогам заседания Комитета по вопросам экономического сотрудничества российско-украинской межгосударственной комиссии был подписан ряд документов

Дмитрий Медведев и Николай Азаров подписали протокол 10-го заседания Комитета по вопросам экономического сотрудничества российско-украинской межгосударственной комиссии и утвердили «дорожную карту» по урегулированию вопросов в инвестиционном, финансовом и отраслевом сотрудничестве Российской Федерации и Украины.

В присутствии Дмитрия Медведева и Николая Азарова были также подписаны: «дорожная карта» реализации «Программы российско-украинского сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях на 2012-2016 годы»; «Меморандум о взаимопонимании между Федеральным космическим агентством Российской Федерации и Государственным космическим агентством Украины относительно сотрудничества в использовании национальных космических средств дистанционного зондирования Земли гражданского назначения».

Пресс-служба правительства РФ.

Другие статьи этого номера