К Дню учителя очередной награды удостоился Александр Григорьевич Лесовой — отличник образования Украины, методист высшей категории, астроном. На этот раз ученому и педагогу вручили почетную грамоту от Министерства образования и науки Украины «За сумлінну та бездоганну працю, плідну педагогічну діяльність, досягнуті успіхи у справі навчання і виховання підростаючого покоління».Более 20 лет севастопольские школьники изучают загадочное космическое пространство, следят за движением небесных тел, занимаются научными исследованиями. На счету юных астрономов более 70 научных работ. 39 из них ребята защищали не где-нибудь, а в стенах Крымской обсерватории перед лицом настоящих ученых. 26 мальчишек и девчонок были награждены путевками в международный детский лагерь «Артек». Севастопольские ребята побывали на всеукраинских слетах юных астрономов в таких городах, как Ужгород, Харьков, занимали почетные первые места в олимпиадах, получали грамоты за свои научные труды и доклады. Также наши «звездочеты» принимали участие в международных конференциях «Эко-Energy». И все это благодаря трудам одного человека, ученого и педагога по призванию — Александра Григорьевича Лесового.
С 1991 года Александр Григорьевич руководит астрономическим кружком на базе севастопольского Дворца детского и юношеского творчества. На его уроках учащаяся молодежь имеет уникальную возможность приоткрыть завесу тайн космических глубин благодаря аппарату-планетарию, проецирующему на специальный купол расположение звезд и планет с точностью, как на звездном небе.
Среди самых ярких звездочек астрономического кружка: научная группа старшеклассников: Д. Калашников, А. Ланда, А. Васильев, Е. Древетняк, Г. Гринчук, получившие оригинальные уравнения, связанные со строением Солнечной системы (в том числе для планетных расстояний — во многих случаях они дают более точные значения, чем «правило Тициуса-Боде»). С. Назаров в реальном времени наблюдал гибель кометы 1999s4 (по мнению А.Г. Лесового, редчайшая удача!), юноша не только сделал доклад об этом, но и опубликовал статью в журнале «Наше небо». Этот же юный астроном несколько лет посвятил наблюдению потока «Леонид».
М. Волков и А. Гончаренко дали свои, отличные от устоявшихся в литературе, объяснения некоторым оптическим явлениям, цвету рельефа и альбедо Луны, подготовили наглядные пособия по этим темам. М. Орехова уточнила соотношение «светимость — период» у цефеид. Д. Федоряк связала оригинальным уравнением грегорианский и арабский календари. Л. Рыбалка продемонстрировала уникальную «Карту звездного неба в абсолютных звездных величинах и спектральных классах» (особо стоит отметить то, что многие ученые не могли поверить, что такую колоссальную работу — проанализировать почти 800 звезд! — смогла выполнить десятиклассница).
М. Волков показал, что непонятное замедление вращения активного Солнца («эффект Хатауэя — Уильсона») обусловлено изменением его момента инерции, реактивным эффектом протуберанцев и «магнитной вязкостью». Р. Запорожан предложил оптимальные конфигурации спускаемого аппарата и пенетратора на основе нелинейных уравнений, вычислил интегральную яркость обеих полусфер звездного неба. А. Курбанова провела теоретические исследования загадочного явления — радиальных флуктуаций в кольцах Сатурна.
Ю. Парманчук обосновала гипотезу: необычное — импульсивное! — движение кометы Энке вызвано тем, что она набегает на собственный хвост и попадает в резонанс, обусловленный своеобразным соотношением ее большой полуоси и периода обращения. Е. Древетняк нетривиально объяснила «эффект Каденюка», она и В. Гоший, А. Наугольная и Г. Гринчук сделали полезные наглядные пособия по темам: «Время», «Планеты», «Ближайшие соседи Солнца»; А. Васильев представил два альбома астрофотографий подлинно профессионального качества. Удачно модернизировал телескоп Soliger 8.
В. Блощаненко разработал остроумный проект скафандра с импульсным пневмодвигателем на отработанном водороде; Ю. Вильдман рассчитала моменты восхода и захода Солнца в Севастополе, и теперь по ее диаграмме можно знать их на каждый день. А. Гончаренко дополнила классическую «Диаграмму Герцшпрунга — Рессела» временной координатой и получила трехмерную диаграмму эволюции звезд. И. Денисюк около трех лет измерял приливы и отливы в Севастопольской бухте прибором, который сам спроектировал и изготовил — до него этим никто не занимался, а по итогам исследований юношей был подготовлен доклад и изготовлена модель приливно-волновой электростанции, которые были удостоены почетной грамоты VII международной конференции «Зоряний шлях» (г. Днепропетровск) и диплома II степени международного конкурса SPARE Eco Energy.
Эти достижения севастопольских ребят никогда бы не увидели свет, а сами школьники никогда бы не прониклись такой любовью к науке, если бы не заслуга их педагога, Александра Григорьевича Лесового.
Труд учителя заключается не только в том, чтобы наполнить «сосуды умов» знаниями. Александр Григорьевич зажигает «свои звездочки». Каждый его урок — научное открытие. Его педагогический подход — не признавать работ из Интернета. Каждый ученик астрономического кружка привносит пусть скромный, но свой вклад в науку.
Но научные достижения — это еще далеко не все. Немаловажен воспитательный аспект, срабатывающий на уроках А. Лесового. Как говорит сам педагог: «Благодаря приобщению к науке заметно повышается самооценка подростка, ускоряется его развитие, быстро обогащается духовный и социальный опыт».
И действительно, благодаря занятиям в астрономическом кружке у ребят есть прекрасная возможность не только интереснейшего времяпрепровождения, но и поиска себя. Например, невозможно не гордиться воспитанником А.Г. Лесового Сергеем Назаровым, который стал младшим научным сотрудником Крымской обсерватории, или Раисой Бараш — научным сотрудником Российской академии наук.
Но, рассказывая о достижениях воспитанников, нельзя умалять заслуги педагога. Александр Григорьевич — настоящий ученый. Среди его последних достижений не только награды от Министерства науки, образования, молодежи и спорта Украины, но и сертификат международного проекта «Достояние» в номинации «Наука» — «За внедрение эталонных принципов и достижений в развитие человечества во имя будущего «Будущее — лучшее».