Признание, сделанное 90-летним итальянским ветераном Уго Д’Эспозито, вмиг стало сенсацией. Еще бы: бывший боевой пловец 10-й флотилии ВМС Италии рассказал, что именно это диверсионное подразделение взорвало в 1955 году в Севастополе линкор «Новороссийск». Официально считается, что корабль подорвался на старой немецкой донной мине, однако эта версия до сих пор вызывает споры. Так можно ли доверять словам старого диверсанта?ТТХ «НОВОРОССИЙСКА»:
Спущен на воду в 1911 г. Водоизмещение — 29032 тонны. Длина — 186,4 м. Ширина по ватерлинии — 28 м.
Максимальная скорость — 27,8 узла.
Мощность — 93 тыс. л. с. Вооружение: 10 пушек калибра 320 мм; 12 пушек калибра 120 мм; 8 пушек калибра 100 мм;
12 спаренных и 6 одинарных зениток калибра 37 мм
* * *
ЧТО ПРОИЗОШЛО В СЕВЕРНОЙ БУХТЕ?
Мощнейший взрыв, случившийся в полвторого ночи 29 октября 1955 года в Севастополе, разбудил город. Многие подумали, что снова началась война, и выбежали на улицу. Увиденное потрясло: самый мощный на то время боевой корабль СССР, линкор «Новороссийск», был окутан дымом, заваливаясь набок… Как установит комиссия, взрыв, произошедший под правой носовой частью корабля, был эквивалентен 1000-1200 кг тротила.
— Проснулись от сильного толчка, — вспоминает тот кошмар бывший зенитчик корабля, а ныне председатель совета ветеранов линкора «Новоросийск» Виктор Салтыков. — Объявили тревогу, мы расчехлили нашу зенитку, зарядили орудие боевыми и вели наблюдение за воздухом. Потом увидели, что творится в носовой части: огромная дыра, восемь палуб, две из которых бронированные, — все это вынесло наверх. Много погибших и раненых было, кругом кишки, кровь… Всех выживших потом опросили и приказали молчать.
Борьба за живучесть корабля продолжалась всю ночь, но тщетно: в 4 часа 14 минут «Новороссийск» опрокинулся, а к вечеру того же дня затонул. В той трагедии погибли 617 советских моряков. Весной 1957 года корабль был поднят и отправлен на металлолом.
ЧТО УЗНАЛА КОМИССИЯ
Правительственная комиссия по расследованию трагедии под руководством зампредседателя Совмина СССР Вячеслава Малышева пришла к выводу: вероятнее всего, причиной взрыва стала немецкая донная мина, которую в свое время не выловили. Мол, «Новороссийск» зацепил ее якорем, после чего активизировался механизм, который ночью и привел ее в действие.
При этом комиссия выявила немало интересных наблюдений: «Неудовлетворительная организация охраны водного района не исключает проникновения в бухту подводных диверсантов», в результате «плохого контроля со стороны штаба флота в последние месяцы… боновые ворота не закрывались», шумопеленгаторная станция 28 октября не работала, а большой дозорный охотник, который должен охранять вход в бухты, рано утром 28 октября был снят с дозора и вернулся на место лишь за 4 минут до взрыва… Позже обратили внимание еще на одну странность: все итальянские корабли покинули Севастополь до 29 октября. Все это и породило другую устойчивую версию: что никакой мины не было, а линкор уничтожили итальянские диверсанты…
БАЗА ДИВЕРСАНТОВ БЫЛА В КРЫМУ
В начале 50-х по Италии прокатилась волна возмущения. Дело в том, что вплоть до 1949 года линкор принадлежал итальянским ВМС и гордо назывался «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь»), а СССР достался в счет репараций. Сам факт передачи корабля считался позором, пресса и политики в открытую призывали вернуть или уничтожить красавец-линкор, служить на котором было великой честью для тамошних аристократов. Тогда же и появилась цитата легендарного Валерио Боргезе, в годы войны командовавшего 10-й флотилией штурмовых средств — подводными диверсантами, в свое время уничтожившими не менее 20 кораблей: он пообещал приложить все усилия для прекращения унижения. Тем более что в годы войны база его боевых пловцов располагалась в Крыму, и все бухты диверсанты знали как свои пять пальцев.
Позже всплывали и другие рассказы. В середине 2000-х известный офицер-исследователь Октябрь Бар-Бирюков вспоминал, как в США встретился с бывшим советским офицером-эмигрантом. И тот поведал такую историю: в 1997 году его пригласили отметить американский день победы. Среди гостей был некий Николо, офицер-подводник, который прекрасно говорил по-русски и рассказывал о Крыме, где базировался его отряд подводных диверсантов… Во время следующей встречи Николо вдруг спросил: известно ли его русскому другу о взрыве «Новороссийска»? А следом показал фото, на котором были он и еще семь диверсантов. По его словам, это и были те, кто уничтожил линкор. Он выдал немало деталей (см. схему): как пришли, как ставили заряды, как ушли обратно… А теперь вдруг еще одно признание…
МИНА МАЛОВЕРОЯТНА?
Впрочем, сомнения в немецкой мине существовали и без «итальянской версии». Известно, что после войны место, где взорвался «Новороссийск», неоднократно тралилось. На злополучные якорные бочки N 3 «Новороссийск» становился 10 раз, линкор «Севастополь» — 130 раз, и ничего. Правда, после взрыва было обнаружено еще несколько забытых немецких мин из 42-го, однако все они были в нерабочем состоянии. Спецы рассчитали: за такой срок аккумуляторы указанной в отчете мины должны были полностью разрядиться. Кроме того, сотрудники из аварийных партий показывали на комиссии: взрыв, скорее всего, был направленного действия, на мину не похоже. Взрывотехники посчитали: взрыв подобной мины пробил бы лишь днище. А такое мог натворить заряд, непосредственно подвешенный под корпусом… Но откуда он там взялся?
«ПОДАЕМ В СУД!»
— Никто из выживших никогда не верил выводам правительственной комиссии, — убежденно говорит глава совета ветеранов линкора Виктор Салтыков. — Похоже на то, что этот итальянец все-таки говорит правду. И в связи с его заявлением наш совет готовит документы для подачи иска в международный суд на итальянское правительство за гибель линкора — будем требовать компенсации за вред здоровью и гибель корабля. Не знаю, что у нас получится и узнаем ли мы когда-нибудь правду: нас не так много осталось, и всем за 80…
По материалам «КП» в Украине», N 214 за 26 сентября.
В память об общей истории, времени, людях и подвиге…
Накануне 58-й годовщины взрыва и трагической гибели линкора «Новороссийск», 25 октября, в 14.00 в Севастопольской морской библиотеке имени адмирала М.П. Лазарева состоялась презентация недавно изданной в Одессе (при содействии директора национального перевозчика Украины — судоходной компании «Укрферри» Романа Моргенштерна) книги капитана 1 ранга О.П. Бар-Бирюкова «Линкор «Новороссийск» — исследование корабельного офицера». На презентацию были приглашены моряки Черноморского флота России и ВМС Украины, представители совета ветеранов Черноморского флота и линкора «Новороссийск», общественности Севастополя, средств массовой информации.
Книга рассказывает о флагманском корабле Черноморского флота СССР конца 40-х — середины 50-х годов ХХ века линкоре «Новороссийск». Автор — офицер линкора, служивший на его борту в 1949-1954 гг. — подробно и ярко описывает корабль, его историю, трудную, но полную романтики и духа товарищества службу на «Новороссийске», офицеров, старшин и матросов линкора, интересные подробности жизни и быта советских военных моряков, дает характеристику флотского командования. Отдельные главы книги посвящены городу-герою Севастополю, развитию Военно-Морского Флота СССР, обороне Одессы и Севастополя во время Великой Отечественной войны, морским диверсантам, любопытным эпизодам послевоенного времени, некоторым историческим личностям той эпохи.
Большой раздел книги посвящен гибели линкора и поиску истинной причины произошедшей катастрофы, увековечению памяти героев-«новороссийцев». Впервые в историографии в книге приведены личные данные всех погибших на линкоре моряков, в том числе более 380 фотографий и кратких биографий/воспоминаний об офицерах, матросах и старшинах линкора, редкие документы и фотографии периода 40-50-х годов ХХ века из собрания семьи героически погибшего на боевом посту офицера линкора — инженер-капитана 3 ранга Е.М. Матусевича.
Как указывалось выше, СМИ мира сообщали о признании одного из ветеранов подводных диверсионных сил Италии, в котором он подтвердил факт совершения диверсии на линкоре. Автор данной книги приводит ряд интересных, ранее неизвестных общественности свидетельств, подтверждающих данную версию. Важным достоинством книги О.П. Бар-Бирюкова является также то, что автор, офицер линкора, очень большое внимание уделил не только истории корабля и анализу катастрофы 29 октября 1955 г., но и описанию быта, человеческих отношений, подробностей повседневной корабельной службы на линкоре, очевидцем которых он был. Этот аспект менее освещен в историографии судна, но очень важен и интересен для современного читателя. Это правдивый и точный портрет советского Военно-Морского Флота середины ХХ века, образа жизни и мировоззрения советских военных моряков того времени.
Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся историей флота.
Пресс-служба Ассоциации судовладельцев Украины.