В последние дни октября в Центральной городской библиотеке им. Л.Н. Толстого состоялся семинар «Библиотеки и молодежь: новые формы взаимодействия».
В фокусе внимания работников Централизованной библиотечной системы для взрослых, собравшихся на профессиональную учебу, были проблемы, связанные с молодежной читательской аудиторией.Сегодня нет необходимости убеждать кого бы то ни было в актуальности и злободневности обозначенной темы: она гораздо шире сугубо специфических, библиотечных рамок. Отток читателей этой возрастной категории, снижение интереса к хорошей, качественной литературе, падение уровня образованности молодого поколения — эта печальная констатация вызывает озабоченность не только у библиотекарей. Бьют тревогу родители, учителя, психологи… все те, кто понимает серьезность последствий такого положения дел.
В этой связи от библиотекарей требуются неустанный поиск новых нестандартных форм и методов работы, адресный подход к юношеству, выражающийся во внимательном отношении к их запросам, в особом стиле общения, в предложении соответствующих услуг и мероприятий. Молодой читатель XXI века значительно отличается от своих сверстников 80-90-х не только более современным мировоззрением, но и возможностями получения нужной информации, способами проведения своего досуга. И чтобы не потерять молодежную аудиторию, должна измениться и современная библиотека.
С докладом «Состояние работы с молодежью в библиотеках КУ «ЦБС для взрослых» сегодня» выступила заместитель директора по научной работе Людмила Ивановна Демченко. Глубокий анализ, конкретные, объективные выводы и первоочередные задачи, прозвучавшие в выступлении, нацелены на улучшение работы с этой возрастной категорией: привлечение ее в библиотеки, возрождение интереса и потребности в чтении.
Тему продолжили: анализ анкет о читательских предпочтениях молодёжи, сделанный главным библиотекарем организационно-методического отдела ЦГБ им. Л.Н. Толстого Эльнарой Меметовой; сообщение об интерактивных формах работы как одном из эффективных способов привлечения молодого читателя в библиотеку ведущего библиографа информационно-библиографического отдела Аллы Кузнецовой; информация об участии ЦГБ им. Л.Н. Толстого в социальной реабилитации молодых инвалидов заведующей абонементом Татьяны Чуприной.
Своим опытом, интересными наработками и планами о том, что же нужно сделать, чтобы библиотеки стали привлекательными для молодежи, поделились заведующие специализированными библиотеками, входящими в состав КУ «ЦБС для взрослых». Заведующая библиотекой-филиалом N 6 (семейного чтения) Ирина Голосенко заинтересованно и со знанием дела говорила о семейных читательских династиях, о мероприятиях, привлекающих в библиотеку молодых родителей и их детей. Профессиональная компетентность, знание психологии молодого поколения, неравнодушие и большое желание сделать библиотеку по-настоящему «своей» для юных читателей звучали в выступлении заведующей библиотекой-филиалом N 10 (юношеская) Татьяны Алешковой.
Людмила Заболотняя, заведующая библиотекой-филиалом N 7, остановилась на работе с молодежью и для молодежи в сотрудничестве с общественными, партийными, учебными организациями и воинскими частями в микрорайоне Стрелецкой бухты, где и расположена библиотека.
Информация Светланы Сахонь, заведующей библиотекой-филиалом N 38 села Верхнесадового, была полезна тем, кто работает в сельской зоне и обслуживает смешанное население от мала до велика. В системе хорошо известен опыт этого филиала: всегда интересно, творчески, с большим энтузиазмом здесь проходят акции, вечера, встречи, конкурсы, обсуждения и многие другие формы работы с юношеством. И молодежь любит эту библиотеку.
Консультация главного библиотекаря организационно-методического отдела ЦГБ им. Л.Н. Толстого Галины Кузнецовой о специфике, направлениях и формах работы публичных библиотек с молодежью завершила этот разговор полезными рекомендациями.
Директор ЦГБ им. Л.Н. Толстого Тамара Эссин, подводя итог работы семинара, подчеркнула важность обсуждаемой темы и необходимость изменения стиля работы библиотекарей и библиотек в ответ на изменения, происходящие в обществе. «Сегодня становится модным быть образованным, — сказала она. — И здесь наша роль, роль библиотек, неоценима. Особенно это важно в работе с детьми: от воспитания ребенка зависит будущее как каждой конкретной семьи, так и всего общества».