Черный план князя Боргезе

Мы продолжаем публикации различных вариантов трагедии линкора «Новороссийск».В редакцию газеты «Слава Севастополя» в преддверие очередной годовщины трагедии в акватории Севастопольской бухты — взрыва линкора «Новороссийск (29 октября 1955 г.) — обратился итальянский журналист Лука Рабустини. Он предлагает свое видение причин гибели советского корабля на основе фактов из недавно рассекреченных архивов Израиля и США. Статья публикуется в сокращенном варианте.

«В некоторых советских и постсоветских печатных изданиях настойчиво внедряется гипотеза о том, что линкор «Новороссийск» был потоплен из-за халатности и неумелой защиты от немецкой магнитной мины РМН времен обороны города в 1941-1942 гг., якобы всплывшей со дна бухты и потопившей корабль.

Те, кто придерживается этой мысли, отметают идею о том, что гибель линкора была возможна в результате спецоперации избежавших возмездия итальянских фашистов, активизировавшихся после окончания Второй мировой войны. Главный тезис сторонников причин гибели линкора в результате взрыва немецкой мины таков: после окончания войны Италия оказалась «на коленях», и ей было не до возмездия за то, что лучший итальянский линкор имени Юлия Цезаря был передан Советам в качестве компенсации за участие Италии во Второй мировой войне на стороне гитлеровской Германии.

Этот корабль был построен и спущен на воду в Генуе в 1911 году. Он являлся гордостью итальянских морских вооруженных сил. И было бы наивно полагать, что в умах оставшихся за бортом возмездия итальянских фашистов не выкристаллизировался бы план мести: линкор «Юлий Цезарь» должен быть уничтожен во что бы то ни стало!

Сердцем, в котором вынашивалась идея взрыва линкора «Новороссийск», с 1946 года считается правая военизированная итальянская организация XaMAS, специализирующаяся на подрывных операциях. Ее главой с 1949 г. стал известный фашистский функционер князь Валерио Боргезе, который искал и получил международную поддержку, включая ЦРУ.

…В середине 50-х годов советский военный атташе Петр Селиверстов занимался продажей военных судов Алжиру. В ходе общения с опытным менеджером, одним из активистов XaMAS, Селиверстов узнал, что тот кое-что знает о готовящейся некой операции возмездия в Севастополе. Так что в бывших советских секретных архивах должны быть сведения о том, что итальянские фашистские функционеры не успокоились и готовили диверсию. Это подтверждается и одним документом ЦРУ, в котором даны путем аэрофотосъемки все параметры «Новороссийска».

Можно четко предположить, что примерно в 1952 году пути-дороги князя Боргезе и специалистов аппарата ЦРУ пересеклись. Почему? Американцы серьезно опасались возможностей ракетного потенциала линкора «Новороссийск», имевшего на борту мощные 320/44-мм пушки. Обладая атомным оружием, СССР мог при необходимости запустить с линкора «Новороссийск», выполнявшего боевые задачи в нейтральных водах вблизи США, грозные тактические ядерные ракеты. И прежде всего такая возможность несла в себе огромный заряд психологического воздействия на граждан США. Так что нейтрализовать советский линкор руками итальянских экстремистов было голубой мечтой ЦРУ США, и всесторонняя помощь «зондеркоманде» Боргезе была, видимо, оказана.

…После окончания Второй мировой войны на заводе «Каттанео» в Милане был запущен механизм строительства подводных штурмовых мини-лодок, их еще называли «свиньями». Они несколько лет ждали своего часа, и вот в жаркий полдень 23 июля 1955 года в маленьком городке на юге Италии правая рука князя Боргезе, Уго Д’Эспозито, созвав на совет бывших спецназовцев из XaMAS, наглядно продемонстрировал план подрыва линкора «Новороссийск». Для реализации этого секретного задания была создана команда из четырех опытных пловцов-рейдеров. Примечательно, что на этом заседании Д’Эспозито открыто даже не обозначает в целях конспирации точное название страны и объекта теракта.

Но уже через несколько месяцев после тщательной подготовки, в частности, изучалась схема подрыва итальянцами военного корабля «Лино» в Адриатическом море 10 апреля 1948 года, экипаж террористов был в полной боевой готовности. За два дня до взрыва их доставили в нейтральные воды Черного моря, и вскоре под покровом ночи четыре мини-подлодки ушли в сторону Севастополя. Дальше в Севастопольской бухте прогремели зловещие взрывы, операция была успешно завершена. Так что, на мой взгляд, роль немецкой магнитной мины РМН в трагедии, разыгравшейся ранним утром 29 октября 1955 года в акватории Севастополя, исключительно эфемерная. Князь Боргезе все-таки сумел осуществить свой план возмездия за тот позор, который покрыл после окончания Второй мировой войны лицо ВМС Италии.

Другие статьи этого номера