6 ноября в Верховной Раде зарегистрирован проект закона Украины «О городе-герое Севастополе». Авторами законопроекта выступили народные депутаты Украины Вадим Новинский и Вадим Колесниченко в соавторстве с директором Украинского института анализа и менеджмента политики Русланом Бортником.В пояснительной записке к своему проекту народные депутаты отметили, что Севастополь имеет специальный статус и в соответствии со статьями 118 и 140 Конституции Украины особенности осуществления исполнительной власти и местного самоуправления должны определяться отдельным законом. Однако спустя 12 лет, несмотря на конституционное требование относительно законодательного урегулирования вопросов, связанных с особым статусом города и его спецификой, соответствующий закон Верховной Радой Украины так и не принят.
Концепцию законопроекта авторы определяют как возрождение самоуправления в городе с учетом специального статуса Севастополя, обусловленного особенностями его административно-территориального устройства, а также расположением в нем Военно-Морских Сил Украины и временной дислокацией Черноморского флота Российской Федерации.
Возрождением самоуправления народные депутаты называют выборность мэра города. В законопроекте четко прописана его выборность прямым голосованием жителей города. Затем лицо, избранное севастопольским городским головой, назначается на должность главы Севастопольской городской государственной администрации и освобождается от этой должности президентом Украины.
Севастопольский городской совет, говорится в законопроекте, одновременно является представительным органом территориальной общины города Севастополя и органом местного самоуправления, представляющим общие интересы территориальных общин города Инкермана, сел и поселков, входящих в состав города Севастополя.
Также, считают авторы, в своем законопроекте им удалось урегулировать вопрос особенностей формирования и использования бюджета города с учетом расположения на его территории Военно-Морских Сил Украины и Черноморского флота Российской Федерации. Так, депутаты настаивают на том, чтобы расходы на содержание инфраструктуры Севастополя, которая используется для обеспечения функционирования расположенных на его территории подразделений Вооруженных Сил Украины и других военных формирований, финансировались в полном объеме из государственного бюджета Украины.
Кроме того, в государственном бюджете Украины должна предусматриваться субвенция бюджету Севастополя на компенсацию расходов городского бюджета, связанных с функционированием подразделений и объектов Черноморского флота Российской Федерации, расположенных на территории города. Ее размер не должен быть менее 100 процентов суммы, установленной межгосударственными соглашениями.
Закрепляя специальный статус Севастополя, Вадим Новинский и Вадим Колесниченко подчеркивают особенности его административно-территориального устройства как города-региона, в состав которого входят два города, поселок городского типа и 29 сел. Таким образом, полностью пресекаются уже имевшие место у некоторых политиков попытки «раздерибанить» Севастополь путем создания в нем городской черты с медленным, но уверенным переподчинением сельских и поселковых громад Крыму.
Также авторы предоставляют севастопольцам право на свой устав территориальной громады, который утверждает Севастопольский городской совет.
В целом, по задумке народных депутатов, система местного самоуправления включает в себя: территориальную общину города Севастополя, севастопольского городского председателя, Севастопольский городской совет, исполнительный орган Севастопольского городского совета, районные в городе советы (в случае их создания), исполнительные органы городского совета, территориальные общины города Инкермана, населенных пунктов, расположенных на территории Севастополя и входящих в состав Андреевского, Верхнесадовского, Орлиновского, Терновского сельских советов и Качинского поселкового совета, инкерманского мэра, андреевского, верхнесадовского, орлиновского и терновского сельских голов, качинского поселкового голову, Инкерманский городской и Андреевский, Верхнесадовский, Орлиновский, Терновский сельские и Качинский поселковый советы, а также исполнительные органы Инкерманского городского совета и Андреевского, Верхнесадовского, Орлиновского, Терновского сельских и Качинского поселкового советов.
Севастопольская городская государственная администрация и соответствующие районные государственные администрации в городе Севастополе нардепами названы как исполнительные органы местного самоуправления и местные органы исполнительной власти.
Напомним, что данный законопроект — как минимум, пятая попытка народных депутатов от различных фракций внести ясность в статус города-героя Севастополя путем принятия закона. Данная версия согласуется с ранее предлагаемыми проектами закона со стороны народного депутата Вадима Колесниченко. Она является наиболее приемлемой для севастопольцев, долгие десятилетия лишенных права на местное самоуправление и зависящих от не всегда логичных кадровых распоряжений столицы.
Хотя уже понятно, что и у этого законопроекта, усиленного авторством нардепа Новинского, будет непростая судьба. Отношение оппозиционных парламентских сил к русскоговорящему городу-герою неоднократно демонстрировалось в сессионном зале, и вряд ли мнение оппозиции по поводу того, что этот город нужно держать в узде, изменилось. Однако уже сама регистрация законопроекта «О статусе города-героя Севастополя» послужит поводом для начала переговоров с парламентариями и президентом и поиска компромиссов.
Фото Владимира Докина.