«Строители трудились в 40-градусную жару. При этом пыль стояла такая, что ничего не было видно на расстоянии вытянутой руки»

"Строители трудились в 40-градусную жару. При этом пыль стояла такая, что ничего не было видно на расстоянии вытянутой руки"

РОВНО 50 ЛЕТ НАЗАД БЫЛ ВОЗВЕДЕН СЕВЕРО-КРЫМСКИЙ КАНАЛ — САМАЯ ДЛИННАЯ В ЕВРОПЕ ВОДНАЯ АРТЕРИЯ.
Северо-Крымский канал еще называют каналом жизни. Сегодня даже сложно представить, каким был бы Крым, не появись 50 лет назад эта водная артерия. Даже спустя полвека канал остается самым длинным в Европе. Его протяженность — 405 километров (от Новой Каховки до Керчи), пропускная способность — более 300 кубометров воды в секунду(!).
О том, как создавалось это рукотворное чудо, «Фактам» рассказал один из участников строительства канала, директор ООО «Крымканалстрой» Владимир Выдашенко. На всесоюзную комсомольскую стройку он, выпускник факультета гидромелиорации Херсонского сельхозинститута, приехал по собственному желанию и свою трудовую деятельность начинал с должности мастера участка.ИЗ-ЗА ВОДЫ НА ПОЛУОСТРОВЕ СЛУЧАЛИСЬ ДАЖЕ СТОЛКНОВЕНИЯ, ЗАКАНЧИВАВШИЕСЯ КРОВОПРОЛИТИЕМ

Идея «переброски» днепровских вод в Крым появилась еще в 1846 году. Ее автор — первый директор Никитского ботанического сада Христиан Стевен. Дело в том, что из-за безводья в Крыму часто случались засухи и неурожаи, от голода гибли десятки тысяч людей. Но Николай I, узнав, что для водоснабжения понадобится 40 миллионов рублей, отказал ученому.

Крымчане страдали от безводья, суховеев и засух. В 1864 году в половине населенных пунктов Крыма вода была непригодной или малопригодной для питья. Ее брали из прудов и ям, наполненных соленой грязной жидкостью. Да и эти источники к середине лета высыхали. Лишь в немногих населенных пунктах вода была пресной. Расходовали ее бережно — добывать влагу из колодцев приходилось с большой глубины. В газете «Таврида» за 1880 год сообщалось, что из-за воды на полуострове случались столкновения, порой заканчивавшиеся кровопролитием…

— Старожилы Крыма помнят, как в довоенное время в степные села питьевую воду привозили издалека и выдавали каждой семье не более двух ведер, — рассказывает Владимир Выдашенко. — Об идее Христиана Стевена вспомнили спустя сто с лишним лет. В 1950 году было принято постановление советского правительства о строительстве Северо-Крымского канала. Более десяти лет шли исследовательские работы, а в феврале 1961-го пленум Крымского обкома партии объявил строительство канала всенародной стройкой. По комсомольским путевкам со всех концов СССР на полуостров прибыли десять тысяч молодых строителей. 17 октября 1963 года строители канала считают знаменательным днем. В 13.45 после мощного взрыва перемычки днепровская вода устремилась в Крым. Красную ленточку на праздничном митинге перерезал Никита Хрущев. Строительство трех очередей канала продолжалось до конца девяностых годов. Днепровская вода оживила не только степные районы, она пришла в Феодосию и Керчь.

«СЕГОДНЯ КАНАЛ ДАЕТ РАБОТУ ЧЕТЫРЕМ ТЫСЯЧАМ ЧЕЛОВЕК»

— Как менялся полуостров в процессе строительства канала?

— Кардинально. Ведь одновременно мы строили целые жилые микрорайоны, детские сады, школы. Создавали рисовые и другие плантации. Для обслуживания канала были проложены асфальтированные дороги, по которым и сейчас ездят, вдоль него высаживали деревья и кустарники. Лесополосы укрепляли берега канала и вставали на пути горячих ветров, облагораживая окружающий ландшафт, смягчая и увлажняя сухой степной воздух.

Главной же задачей было не просто провести днепровскую воду на ту или иную площадь, но и «отработать» затраты на ее проведение. Водная мелиорация — дорогое удовольствие, которое позволяют себе только очень богатые государства. И если, скажем, крымский совхоз получал три тысячи гектаров орошаемых площадей, то он должен был вырастить на них для государства определенное количество овощей, пшеницы, риса, заработав обусловленную сумму.

— И орошение действительно окупало себя?

— Представьте себе, да. Особенно выгодным было выращивание риса. Его собирали по 100 центнеров(!) с гектара в совхозах «Герои Сиваша», «Штурм Перекопа», «Пятиозерном»… Поначалу у нас не было заводов по шлифовке риса, потом и их построили — в Керчи, Красноперекопске, Каланчаке Херсонской области. А какие сады появились! С приходом днепровской воды в степной части Крыма возникла новая отрасль — рыбоводство. Был создан Крымский областной рыбокомбинат, в распоряжении которого находилось около двух тысяч гектаров прудов.

— Какой была зарплата людей, трудившихся на этой всесоюзной стройке?

— Зарабатывали по 12-13 рублей в день, а в субботу и воскресенье — в два раза больше. По тем временам это огромные деньги. Но и труд каналостроителей, должен сказать, был очень тяжелым. Вы бы видели, как строились рисовые чеки! Их разбивали только на солончаках. Больше 40 градусов жары, пыль стоит такая, что ничего не видно на расстоянии вытянутой руки! Смыть ее потом практически невозможно. Многие наши ребята на этой всесоюзной стройке стали Героями Социалистического Труда. Потом они были востребованы на строительстве сложных объектов за рубежом. К нам часто приезжали иностранные делегации — стройка стала своеобразным полигоном для испытания новой техники, материалов и технологий.

Например, впервые для устранения фильтрации воды сквозь стенки каналов была применена полиэтиленовая пленка, ставшая также отличным гидроизолятором для подземных ярусов мощных насосных станций. А для укрепления берегов магистрального канала, опять же впервые, использовалась бетонная масса, замешенная на аммиачной воде. Такую смесь можно укладывать при температуре минус 30 градусов по Цельсию, пластичность ее не теряется.

— В чем уникальность объекта?

— От Новой Каховки до Джанкоя на участке 209 километров вода по каналу идет самотеком за счет естественного уклона местности к югу. А за Джанкоем начинается машинный подъем воды. На своем пути канал пересекает речки Каланчак, Салгир, Самарли, многие балки, Присивашскую низменность. В этих местах его русло построено в насыпи. Самые большие участки насыпного канала — двухкилометровый через речку Каланчак и одиннадцатиметровый, проложенный по Присивашской низменности. Здесь уровень воды в канале выше окружающей местности на шесть-семь(!) метров. На Керченском полуострове из-за сильной пересеченности местности, обилия глубоких балок на участке длиной 14 километров канал проходит по двум ниткам стальных труб большого диаметра. А для подачи воды в Феодосию построен тоннель.

На канале десятки тысяч гидротехнических объектов! Среди них насосные станции, которые могут в одну секунду подавать 375 кубометров воды на высоту от 10 до 105 метров. Доковая (подземная) часть каждой насосной станции находится под водой на глубине 18 метров. А сколько сложных автоматов и механизмов установлено на ирригационных объектах канала! К ним подведены тысячи километров линий электропередачи.

Помню, приехали к нам на стройку французы. Мы в то время возводили уже вторую очередь канала. Повозили их, все показали. А уже когда обедали, гости на ломаном русском языке говорят: «Мы одного не понимаем: как вы управляете этой махиной и таким колоссальным количеством воды? Ведь у вас даже нет современных средств связи?» А тогда, понятное дело, мобильных телефонов не было, только стационарные.

Запас прочности канала при проектировании рассчитан на 100(!) лет без капитальных ремонтов. Но текущий уход и ремонт ему требуются. К слову, сегодня канал дает работу четырем тысячам человек.

Газета «Факты» за 9 ноября 2013 г.

На снимке: на Северо-Крымском канале десятки тысяч гидротехнических объектов. Насосные станции могут в одну секунду подавать 375 куб. м воды на высоту от 10 до 105 метров.

Другие статьи этого номера