Психология — наука популярная. И хотя пик моды на ее изучение в нашей стране остался в начале 2000-х, практическую ее значимость сегодня не стоит преуменьшать. В этой статье речь пойдет не о кабинетах психотерапии, «врачевателях-рекреантах ментального», бизнес-тренерах и женских консультантах, а о людях, которые работают психологами в образовательных и социальных учреждениях, на производстве. О тех, для кого эта профессия, скорее, призвание, нежели просто работа для зарплаты. А также о проблемах, с которыми им приходится сталкиваться в своем труде.Словари и энциклопедии дают нам следующее определение: «Психология — наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы, с целью объяснить поведение человека и животных, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов; соединяет в себе гуманитарный и естественнонаучный подходы».
«Голые» слова, «сухие» термины, не несущие никакой смысловой нагрузки для обычного человека. Здесь, скорее, будет интересна этимология слова «психология». С греческого оно переводится как «слово о душе». Слова, поясняющие душу, слова, помогающие душе…
Сейчас в каждом образовательном учреждении, будь это школа или детский сад, учреждение дополнительного образования, крупное предприятие или вуз, существует должность штатного психолога. Популярными на производстве становятся бизнес-тренеры. Открываются частные консультационные центры. Однако госзаказ на молодых специалистов этого профиля в Севастополе сократился до минимума. На факультетах психологии в городских университетах упразднены бюджетные места.
Для того чтобы лучше разобраться в вопросе значимости данной профессии для современного общества, семьи, образовательного процесса, помощи на производстве, мы решили побеседовать с психологом, работающем в системе образования, — Натальей Владимировной Березиной.
— Наталья, скажите, пожалуйста, кто в вашем понимании психолог?
— Психолог — это человек науки. Но он не просто один из тех людей, которые занимаются лишь тем, что систематизируют, классифицируют, навешивают ярлыки на так называемые психотипы… Нет, существует и такой подход, разумеется, но это — что касается ремесленников от науки. Настоящий психолог — это не только помощник или «успокоительное» в человеческой оболочке, это кто-то, кто должен уметь постигать суть личностной проблемы, как говорится, смотреть в корень сознательного и бессознательного, находить подход к каждой индивидуальности, искать решение проблемы исходя из каждой конкретной ситуации, как бы сложно ни было.
— Кажется, вы действительно «болеете своим делом». Вы работаете психологом во внешкольном учебном учреждении. Расскажите, на что направлена ваша работа.
— Необходимость психического благополучия детей и подростков — в реалиях современности. Это невозможно переоценить. В наше время существует огромный ряд факторов патогенного характера, влияющих на личность детей: экологические, социальные, технические и биологические. Часто проблемы корнями уходят еще в период внутриутробного развития.
— Не могли бы вы рассказать о них подробнее?
— Родители мало времени и внимания уделяют детям. Виной этому зачастую не они сами, а недостаток времени, необходимость заработка, усталость… Еще 20 лет назад в отечественной педагогике не делались акценты на внутреннем благополучии учащихся. Принято было считать, что у детей не может быть внутренних проблем. Но это не так. Детям особенно важно реализовывать собственные потребности, чувствовать себя успешными, ощущать безопасность, чувствовать любовь. Часто возникают проблемы в школе, а именно: вопросы о мироустройстве, об ощущении себя в этом мире… Каково маленькому человечку, когда самые близкие ему люди отмахиваются от него или, что еще хуже, игнорируют его. И еще более остро эта проблема встает у тех детей, которые лишены родительских опеки и тепла. Тогда эту роль на себя берут социальные педагоги и психологи.
— Современные дети очень мало общаются. Много времени они уделяют компьютеру, играм, социальным сетям. Что вы можете сказать по этому поводу?
— Социализация современных детей и подростков… Они совершенно отвыкли от общения. Они перестали распознавать социальные роли, примерять их на себя. У них все как-то размыто и неопределенно. Множество компьютерных суррогатных симуляторов жизни заменяют им жизнь реальную. Там они цари, создатели, воины, президенты, магнаты, спортсмены, гонщики… Есть и менее безобидные социальные роли. Кто-то пытается переносить их в жизнь реальную. Это тоже проблема. Большая проблема.
— Что вы можете сказать насчет современных родителей? Они охотно идут на контакт с психологической службой?
— Проблема в том, что родители не хотят прибегать к услугам психолога или социального педагога. Некоторые считают, что их способ воспитания — единственно правильный. Другие сомневаются. Третьи боятся. Следует помнить, что психолог ни в коем случае не возьмет на себя роль родителя. Он поможет, посодействует. Тем более психологическая помощь будет особенно действенной, если к процессу подключатся и дети, и родители. Существует масса различных направлений в деятельности психолога: консультация, диагностика, тренинги, коррекционно-восстановительные и развивающие программы. Все они носят как индивидуальный, так и групповой характер.
— А что насчет педагогического коллектива?! Как коллеги-педагоги относятся к психологической службе?!
— Хорошо относятся. Психолог часто выступает помощником педагога. У педагогов зачастую возникают различные вопросы и трудности, связанные с такими проблемами, как дефицит внимания, гиперактивность, проблемы адаптации у младших школьников (детям трудно перейти от игры к обучению), случаи неадекватного поведения, проблемы социализации. Учащиеся каждой возрастной категории имею свои проблемы. И если педагог обращается за помощью, мы определяем наиболее эффективные подходы в работе с конкретным учащимся, а также способы создания условий комфортного обучения. Также мы работаем и с педагогами. Часто на производстве приходится сталкиваться с такого рода проблемой, как «эмоциональное выгорание» педагога. Для этого существуют семинары и тренинги.
— Что бы вы могли пожелать или посоветовать своим коллегам?
— Побольше оптимизма, веры в себя и свою профессию! Душевного комфорта вам и внутренней гармонии! Одному человеку, будь это взрослый или ребенок, достаточно простого разговора или возможности излить душу, на помощь другому потребуется не один год еженедельных занятий с привлечением психологической службы. Каждая проблема индивидуальна и не приемлет типовых решений, какими бы очевидными они ни казались на первый взгляд. Если есть к кому обратиться, если есть специалист-психолог, который знает специфику своей работы, который способен донести свои мысли так, что педагоги или родители, коллеги или члены семьи услышат и поймут, примут во внимание и наладят взаимодействие, то вместе они смогут работать на общие цели: помогать маленькому или большому человеку не только легко и с удовольствием выполнять свою работу или учиться, но и чувствовать себя нужным, важным, окруженным заботой и участием. А это уже дорогого стоит. Не так ли?!