Сергей БЕРЛОВ: «Если художник говорит: «Я достиг вершины!» — значит творчеству пришел конец»

Сергей БЕРЛОВ: "Если художник говорит: "Я достиг вершины!" - значит творчеству пришел конец"

Севастопольский живописец Сергей Берлов по приглашению арт-фонда Радзивилл принял участие в выставке в єкспоцентре Лувра, в Париже. Мы не могли пройти мимо такого события и попросили Сергея Анатольевича поделиться впечатлениями.— Лувр — резиденция французских королей в прошлом, один из крупнейших и популярнейших музеев мира в наши дни, где собраны шедевры мирового искусства разных цивилизаций, культур, эпох. Вам посчастливилось не только побывать в столь уникальном историческом месте, но и стать причастным к выставочной деятельности музея. Как такое стало возможно?

— Я благодарен судьбе за столь счастливый шанс. Мои картины и работы киевских художников О.Ковтуна и А.Коваленко были отобраны в экспозицию украинского стенда. Экспоцентр находится как бы под самим Лувром, это территория современных художников, но имеет выходы к основным залам.

— Как ваши работы воспринял зритель?

— Очень положительно. Было много хороших отзывов, внимания. Я представил работы, выполненные в реалистичном жанре, в то время как основная масса картин художников из других стран, как я заметил, представляла абстрактное искусство, зачастую непонятное зрителю. Но дело в том, что я — последовательный сторонник реализма в творчестве.

— Какое впечатление на вас произвел Лувр?

— Это моя первая поездка в Париж, первое посещение Лувра. Я до сих пор нахожусь под большим впечатлением. Лувр — место паломничества огромного числа людей со всего света. Бесконечный поток! Пять часов я ходил по залам, и меня словно накрывало волной. Подлинные произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело… Сила воздействия настоящего искусства оказалась ошеломляющей. Хочу «не расплескать» свои впечатления, донести эту особую энергетику до своих полотен. Думаю, каждый художник мечтает о подобной «встряске». Я увидел новые образы, композиции, построение геометрических форм в пространстве в исполнении действительно великих мастеров.

— Сергей Анатольевич, вы — участник многочисленных украинских и международных выставок, в том числе персональных, член Союза художников Украины. Но, кроме того, вы — педагог: у вас есть опыт преподавания живописи в одном из вузов страны, в Севастополе вы руководите студией изобразительного искусства при СЦКИ. Насколько важны для занятий живописью специальные знания?

— В педагогической практике я всегда отталкиваюсь от науки. Можно сказать, что я отстаиваю грамотность в искусстве. Надо знать, как воспроизводить образы с логической точки зрения, уметь выстраивать трехмерность пространства, грамотно использовать законы цвета…Чтобы научиться рисовать, надо потратить достаточно времени, труда и сил. Великие художники прошлого, если обратиться к истории, прежде всего позиционировали школу, к которой себя причисляли. Творчество, эмоции художника как постфактум ложатся на некую основу. Бывает так: душа горит, есть большое желание заниматься творчеством, но выполненная работа почему-то не смотрится… Надо искать причину: почему? Каких знаний, навыков не хватило? В течение всей жизни даже маститый художник не должен убивать в себе ученика. Если художник говорит: «Я достиг вершины!» — значит творчеству пришел конец.

— Севастополь — небольшой город, и далеко не все художники ведут активную выставочную деятельность.

— И в результате «варятся в своем котле». Я считаю, что очень важно ходить на выставки не только друг к другу, но и куда-то выезжать. В Киеве, в Москве (то есть достаточно близко!) есть знаменитейшие музеи, картинные галереи, где собраны произведения высочайшего класса. Здесь и обучение, и мотивация к творческому развитию, и впечатления, которые очень важны.

— Спасибо за беседу. Мы желаем вам новых творческих успехов, талантливых работ и трудолюбивых учеников.

На снимке: С.А. Берлов в мастерской; картины художника.

Фото Д. Метелкина.

Другие статьи этого номера