Искусство без провинции

Искусство без провинции

Четверть века назад, в 1988 году, в Орлином было завершено строительство Дома культуры (с недавних пор это местный Центр культуры и досуга).- Это событие до сих пор хранится в памяти моих земляков, — сказала в беседе с корреспондентом «Славы Севастополя» его директор заслуженная артистка Украины Виктория Накорнеева.

— Оно знаковое не только для сел Байдарской долины, но и для города-героя.

— Долгие годы руководители орлиновского совхоза «Красный Октябрь» хлопотали в высоких партийных и государственных инстанциях о выделении у нас под очаг культуры достойного здания. Успешный директор хозяйства той поры, Дмитрий Недуруев, поставил было подпись под готовым проектом Дома культуры. Но по отмашке сверху объемный документ пришлось отложить еще на несколько лет.

Дело, начатое Дмитрием Васильевичем, продолжил его преемник Борис Березняк. Видимо, никак нельзя было отказать орлиновцам в их просьбе поднять новый Дом культуры. С 1944 года он размещался в здании дореволюционной конюшни. «Красный Октябрь», заметим, славился высокими производственными показателями. Его хор, что немаловажно, в 1987 году на ВДНХ СССР завоевал почетное звание лауреата. Кому, как не орлиновцам, положен Дом культуры?!

— Хористы в Москве пели так, словно предчувствовали скорое новоселье.

— На строительство Дома культуры в Орлином страна отпустила около миллиона рублей — сумму по тем временам немалую. У нас, как говорится, долго запрягали, но быстро ехали, то есть этапная обнова села росла не по дням, а по часам. В качестве генподрядной организации определили СУ-43 треста «Севастопольстрой». Его управляющий Леонид Гончаров оказался в кругу людей, которые осуществляли контроль за темпами и качеством строительства объекта. Не стоял в стороне и директор «Красного Октября» Григорий Сахненко. Приезжим специалистам активно помогали совхозные строители. Их список внушительный: Дерхо, Пинтиков, Шершнев, Гордейчук, Авраменко, Волков, Белоус, Гаврилюк…

— Что фасад, что интерьеры орлиновского Дома культуры — потрясающие.

— Еще бы. Его зал рассчитан на четыре сотни мест, имеем вполне достаточное количество кабинетов для занятий с артистами-любителями, малый зал, просторное фойе. Еще гордимся спортивным залом.

— Неужели до 1988-го орлиновцы довольствовались лишь бывшей конюшней?..

— В которой, кстати, в различных кружках было занято свыше двухсот человек. Так повелось с довоенных лет. Годом рождения нынешнего Орлиновского центра культуры и досуга мы вправе считать 1921-й. У его колыбели, как и других учреждений культуры Севастополя и его окрестностей, стоял замечательный тенор Леонид Собинов — непревзойденный исполнитель партии Ленского в опере Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин». Из-за драматических жизненных обстоятельств на перевале отечественной истории Леонид Витальевич надолго осел в Севастополе. Он возглавил отдел искусств ревкома города.

— Его деятельность на этом посту была настолько успешной, что певца «сватали» в Симферополь на более высокую должность. Но предревкома Севастополя Крылов и заведующая наробразом Шейдлина отбили в крымскую столицу телеграмму: «Собинов… несет ответственную работу по организации рабочего театра, выступает в рабочих клубах самих предприятий… Ревком, исходя из того, что севастопольский пролетариат достоин Собинова, постановил просить ревком оставить Собинова в Севастополе».

— В Байдарах, как в прошлом называли Орлиное, Леонид Собинов фактически организовал проведение первого праздника урожая. Дом культуры в селе занял двухэтажное здание (внимание, читатель!) бывшего ресторана. Сюда из имений бежавших из страны состоятельных граждан Фороса и Мелласа свезли стулья, кожаные диваны и прочую мебель. Так было. «У искусства нет провинций», — считал Леонид Витальевич. Повсеместно утверждал образцы подлинного искусства, которое духовно поднимало людей. В Байдарах были созданы коллективы из желающих заниматься вокалом, игрой на музыкальных инструментах. Существовали театр и балетная школа. Клавдия Баденкина, жительница Байдарской долины, вспоминала о мечте стать балериной. Но осуществить задуманное помешала война.

— Виктория Филипповна, вы далеко не первая в кресле директора Орлиновского центра культуры и досуга…

— В 1988 году символический ключ от построенного Дома культуры из рук строителей приняла Людмила Меркурьева. Затем друг за другом пошли Андрей Толстоног, Олег Зикеев, снова Людмила Меркурьева. Шесть лет назад я принимала дела не от нее, а уже от Юрия Безверхого.

О предшественниках Виктория Накорнеева отзывалась с благодарностью, отмечала самые сильные стороны их деятельности.

— Людмила Леонидовна, например, отличалась талантом хормейстера. Хор — лауреат, вокальные коллективы — ее дети как специалиста. У Олега Зикеева — иной конек: бальные танцы. Нынешние руководители в этом направлении самодеятельного творчества — его ученики, Галина Садовая, например. Со времен Олега Константиновича ансамбль бального танца не поменял своего названия — «Грация». В нынешнем году он удостоен почетного звания образцового.

Юрий Федорович — инженер по образованию. Он взялся за улучшение планировки здания, ремонт спортзала. Пригодилось и его хобби — увлечение настольным теннисом. В преддверии юбилея ребята из секции, которой руководит Юрий Безверхий, на городских соревнованиях завоевали первое место. Почти все 25 лет после сдачи в эксплуатацию здания Дома культуры в его стенах работает руководитель народного вокального ансамбля «Родник» Виталий Иванов. Виктор Калайда — слесарь, но здорово поет. Он готовит и проводит встречи с интересными людьми в литературно-музыкальном салоне. Яркие строки в историю Орлиновского центра культуры и досуга вписаны крымскотатарскими творческими коллективами — «Байдар» и «Кунеш».

— Что в течение последних лет произошло нового в деятельность Орлиновского центра культуры и досуга?

— В консерватории я занималась по классу бандуры — замечательного украинского музыкального инструмента. Считаю удачей, что в Орлином встретила Полину Скобель. Так сложился дуэт бандуристок «Черемшина». Верится, что бандуристов будет больше: моя коллега ведет занятия в группе юных музыкантов.

В нынешнем году на базе Орлиновского центра культуры и досуга проводился юбилейный, десятый по счету, детский фестиваль самодеятельного творчества «Байдарские самоцветы». Раньше в нем участвовали только ребята сел Байдарской долины, нынче к нам едут их сверстники из Севастополя и даже из некоторых крымских городов. Гостей привлекают к нам радушие орлиновцев, возможность наслаждаться красотой горных пейзажей.

— Искусство без провинции — такое требование выдвигал Леонид Собинов…

— На главную в Орлином сцену выходили исполнители заслуженной капеллы бандуристов Украины, артисты Севастопольского академического театра танца Вадима Елизарова, мастера хореографии коллектива «Черное море». Наверное, легче назвать тех, приезд которых мы ожидаем.

— В свое время орлиновский Дом культуры был преобразован в Центр культуры и досуга.

— Центр объединил клубы пяти сел Байдарской и Варнутской долин.

— Полагаю, если бы этого не произошло, то клубы некоторых сел уже прекратили бы свое существование.

— Для некоторых из них главная проблема состоит в организации ремонта зданий. Приведены в порядок клубы в Гончарном и Родниковском. Что касается творческих дел, то первичным учреждениям культуры оказывается методическая помощь. Практикуем проведение обменных концертов.

— В ремонте нуждается и юбиляр — головное здание Орлиновского центра культуры и досуга. Когда страна возьмется за строительство учреждений культуры на селе, неизвестно. Здание надо беречь. Пока же во многих местах крыша дала течь. Перекрытие гниет, лепнина сыплется.

— Это наша многолетняя головная боль. Боюсь ошибиться или вспугнуть удачу, но на ремонт кровли и фасада уже выделены деньги. Хочется надеяться, что постепенно зданию уникальной архитектуры вернем былую красоту.

— Юбилейный, 2013 год достаточно урожайный для центра. Ансамбль бального танца «Грация» признан образцовым, вокальный коллектив «Родник» — народным, лично вам, Виктория Филипповна, присвоено почетное звание заслуженной артистки Украины. Кому много дано, от того много и ожидают.

— Вот-вот выйдет альбом с записями выдающихся вокальных произведений в моем исполнении. Их запись осуществлялась в студиях Севастополя и других крупных городов. Некоторые дни были посвящены репетициям, ведь я приглашена участвовать в шестом оперном фестивале имени Оксаны Петрусенко. Он пройдет в этом месяце в Севастопольском центре культуры и искусства. На его сцене в сопровождении муниципального симфонического оркестра я исполню арии из опер Джузеппе Верди «Аида» и Николая Римского-Корсакова «Царская невеста».

— Творческих успехов вам и коллективам центра. Благодарю за беседу.

На снимках: дуэт бандуристок — Полина Скобель и Виктория Накорнеева (справа); Орлиновский центр культуры и досуга.

Другие статьи этого номера