Пришлите голубеграмму!

Пришлите голубеграмму!

120 ЛЕТ НАЗАД В СЕВАСТОПОЛЕ ПОЯВИЛАСЬ СОБСТВЕННАЯ ПОЧТОВАЯ ГОЛУБИНАЯ СТАНЦИЯ.
Представьте, что в руках у вас не мобильный телефон, а живая, теплая птица, с помощью которой вы хотели бы передать сообщение. Чуть более века назад подобное желание ни у кого не вызвало бы удивления. Специально обученные и натренированные голуби были надежным средством связи. Роль этих птиц в отдельные периоды истории государств была столь велика, что им ставили памятники.В Севастополе собственная почтовая голубиная станция была основана в 1893 году. Личный состав этого учреждения состоял из одного офицера, одного надзирателя и 250 голубей. К сожалению, слишком мало информации о деятельности этой станции сохранилось до наших дней. Но есть упоминание, что якобы гвардейцы барона Врангеля, покидая Крым, забрали птиц с собой. Голубей продали в Германию, но они, верные инстинкту и своей природе, проделали путь длиной свыше 2,5 тысячи километров и поодиночке вернулись в Севастополь… Как бы там ни было, но эта трогательная и красивая история достойна того, чтобы о почтовых голубях вспомнить снова.

Ученые до сих пор не могут объяснить природу феноменальной птичьей навигации. Существует несколько противоречивых версий. Некоторые исследователи полагают, что голуби ориентируются по магнитным силовым линиям Земли. Другие выдвигают гипотезу, согласно которой нужное направление птицам удается определять по Солнцу и звездам. Однако определить, какой точно орган птицы способен выполнять такие функции, ученые мужи так пока и не сумели.

Считается, что впервые голуби были официально приняты почтовой администрацией в качестве средств доставки корреспонденции во время осады Парижа немцами в 1870 году. Даже зафиксирована точная дата — 18 ноября 1870 года. Почта для Парижа готовилась в Туре. Сообщения фотографировались с большим уменьшением. Пленка помещалась в кусочек полого гусиного пера, заклеивалась воском и привязывалась к почтовому голубю. Иногда голубь нес 15-20 таких пленок-сообщений. В Париже был открыт «голубиный почтамт», где и происходила их расшифровка. В какой-то момент военных действий немцы подготовили и бросили для перехвата почтовых голубей «эскадрильи» соколов. Голуби стали гибнуть. Тогда французы нашли другое оригинальное решение: они снабдили голубей «оружием» — крошечными свистками, крепившимися к хвостам. В полете голуби так «свистели», что соколы, даже очень голодные, боялись нападать на них. Помимо корреспонденции военного значения голуби доставляли частные письма. В благодарность парижане в конце XIX столетия поставили памятник маленькой птичке, оказавшей людям такую большую услугу.

О надежности голубиного способа доставки говорит следующий факт. В Первой мировой войне Антантой было использовано около 100000 птиц. В сумме количество успешных «операций» составляло 95 процентов.

Севастополь как военно-морская база России не мог оставаться в стороне от передовых идей того времени. Опыт показывал, что птицы успешно преодолевают не только земное, но и водное пространство, могут быть использованы для осуществления почтовой связи через бухты и морские проливы. Каждому голубю военного ведомства полагался особый штемпель. Птица, имеющая такой знак отличия, считалась казенным имуществом. Примечательно, что в Англии почтовому голубю N 888 в годы Первой мировой войны было даже присвоено звание полковника, и после смерти птицу похоронили со всеми полагающимися в таких случаях воинскими почестями.

…Удивительно, но, несмотря на динамическое развитие телекоммуникационных технологий, кое-где голуби используются до сих пор. Есть сведения, что в Индии полиция использует птиц для доставки сведений о результате голосования на выборах из труднодоступных уголков страны. Целые стаи голубей для доставки героина из Афганистана в Пакистан якобы используют наркодельцы.

В целом в мире гонки почтовых голубей стали спортивной забавой. Современные породы, выведенные путем грамотной селекции, способны развивать скорость до 140 км/час, преодолевать расстояние свыше 3000 километров.

На снимках: крылатые вестники на службе во французской армии (репродукция конца XIX века); современный спортивно-почтовый голубь.

Другие статьи этого номера