В СЕВАСТОПОЛЬСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ ИМ. М.П. КРОШИЦКОГО ПРОХОДИТ ВЫСТАВКА ЭКСПОНАТОВ ИЗ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ, ПРИУРОЧЕННАЯ К ДНЮ РОЖДЕНИЯ МУЗЕЯ.
В начале ноября музей им. М.П. Крошицкого отмечал 86-летие. Все эти годы коллектив музея бережно и надежно хранит богатое, уникальное культурно-историческое наследие. В течение месяца севастопольцы имеют возможность воочию увидеть часть экспонатов. Концепция выставки «Художник. Время. История» заключает попытку осмысления роли художника в обществе на рубеже разных времен и эпох. Вниманию зрителей представлены произведения живописи, печатной и рукотворной графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, созданные знаменитыми и малоизвестными мастерами, представителями разных школ Франции, Голландии, Германии, Италии, России.Как известно, исторический жанр — один из основных в изобразительном искусстве. Отобранные для выставки работы отражают исторические события, помогают понять характер эпох, передают мироощущение, царившее в обществе в определенный период. Выставка показывает взаимосвязь исторического жанра с другими жанрами, и в первую очередь — с батальным, раскрывающим смысл военных событий. Зритель также может увидеть, прочувствовать атмосферу быта, запечатленную на картинах. Портреты, написанные непосредственно при жизни выдающихся исторических личностей, дарят уникальную возможность виртуального знакомства с ними.
Считается, что исторический жанр начал складываться в эпоху Возрождения. В начале XVI века великий Рафаэль создавал знаменитые фрески для Ватикана по заказу Папы Юлия II. В них он запечатлел эпизоды Священного писания как факты общечеловеческой истории.
В XVII-XVIII веках академизм и классицизм выдвинули исторический жанр на первый план, утвердив представление о нем как о «высоком» жанре, включая религиозные, мифологические и собственно исторические сюжеты. В эти же годы появляются баталисты-профессионалы. На выставке они представлены придворным художником, «историографом» Людовика XIV А.Ф. ван дер Мейленом и голландским живописцем, автором многочисленных военных сцен Ф. Вауверманом. Динамичные батальные композиции, эффектные кавалерийские стычки, наполненные яростным ожесточением, изображены на полотнах Ж. Куртуа, Ф. Казанова.
Французская революция конца XVIII века и последовавшая за ней наполеоновская эпопея остро поставили вопрос о роли личности в истории. Культ Наполеона сохранялся на протяжении всей первой половины XIX века, что демонстрируют работы Ф. Лефевра, К. Штейбена и др.
Внимание русских художников, в частности Ф. Толстого, было обращено к героизму, подвигам русских людей, русского оружия. Мощный подъем национального самосознания русского общества внес новое содержание в историко-батальные образы. В картине «1812 год» передвижник И. Прянишников показал подвиг народных масс, партизанского движения.
В древнерусской живописи, несмотря на определенный канон и догматизм, можно увидеть «зачатки» исторического жанра. На выставке вниманию зрителей представлены старинные иконы: «Архистратиг Михаил, грозных сил воевода», «Николай Чудотворец», икона Казанской Божьей Матери.
Большие блоки произведений в экспозиции посвящены Отечественной войне 1812 года и Крымской войне 1853-1856 годов. Причем одни и те же события показаны с разных точек зрения: не только русскими мастерами, но и французскими. Искусство морской баталии представлено на картинах И. Айвазовского, А. Боголюбова. Батально-бытовую живопись демонстрируют работы П. Ковалевского, А. Кившенко, Н. Самокиша.
Всего на выставке «Художник. Время. История» представлено более 60 работ. По мнению организаторов, выставка интересна и познавательна для представителей разных поколений.
На снимках: «Портрет Наполеона», Р. Лефевр, Франция, 1802 г.; «Даша Севастопольская», А. Сухая, 1983 г.