Как не дать себя обмануть на СТО

Рано или поздно любому автолюбителю приходится заезжать на СТО для обслуживания по записанному в сервисной книжке графику. Или же на ремонт, если железный конь решил немного поболеть. Вот тут и начинаются сложности: как правило, автослесарь «грузит» непонятными техническими терминами, изображает трагическое выражение на лице, как будто авто уже находится при смерти, и после непродолжительного разговора называет довольно крупную сумму — мол, заплатив ее, водитель серьезно продлит срок службы своей машины.
Практика показывает, что мастера нередко обманывают клиентов, завышая сумму ремонта, придумывая неисправности и навязывая клиенту ненужные услуги и запчасти. Более того, нередко механики еще и используют чужой автомобиль в личных целях, колеся на нем по городу (известны десятки случаев, когда авто разбивали в ходе таких поездок).
Газета «Сегодня» выяснила наиболее популярные схемы «развода» на СТО и разобралась, как вычислить мастера-мошенника, не дать себя обмануть и значительно сэкономить на ремонте.ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ С ПОДВОХОМ

Во время планового обслуживания нечистые на руку сотрудники СТО обычно начинают с того, что задают клиенту вопрос, технический смысл которого он не понимает, но боится это показать. Например: «Вам двигатель промывать?» Слово «промывка» само по себе звучит красиво, поэтому клиент автоматически отвечает: «Да». В то же время если бы он заглянул в сервисную книжку, то увидел бы, что такая операция заводом-производителем авто непредусмотрена. Там же можно посмотреть срок службы основных расходников для того, чтобы на вопрос: «Вам ремни и свечи менять?» — ответить вдумчиво, а не автоматически. Понятное дело, что автомобиль не будет работать хуже после того, как у него поменяли исправную деталь на новую.

Кроме того, часто в сервисной книжке есть рисунки-схемы с изображением основных сервисных операций. Не стесняйтесь после их просмотра спросить у мастера, как именно он будет выполнять работу, — ничего страшного в таком вопросе нет. Например, часто слесари говорят, что для замены передней лампочки нужно снять передний бампер или аккумулятор. Но если посмотреть в сервисную книжку, то в ней практически всегда указан способ выполнения операции в два-три простых движения — лампочку можно поменять, если вытащить специальный штырь, открывающий доступ к фаре.

Осторожно нужно относиться и к предложениям улучшить работу автомобиля тем, что вместо среднего по цене масла в двигатель будет залито более дорогое плюс использованы спецфильтры. Лучше от этого работать машина не будет, а вот стоимость замены масла вырастет в 4-5 раз. Другой пример — закачка в шины азота вместо обычного воздуха, что якобы сделает колеса мягче (на самом деле ничего не изменится).

ЕЗДА НА МАШИНЕ КЛИЕНТА

Очень часто при сдаче авто в сервис автолюбителя просят оставить и техпаспорт. Предлог — сервис часто проверяет ГАИ, и если этого документа у сотрудника СТО нет, то машину могут забрать на штрафплощадку. В пресс-службе ГАИ нам пояснили, что машину без техпаспорта действительно могут задержать, но только в том случае, если она двигалась по дорогам общего пользования. СТО же действительно иногда проверяют, но милицию интересуют только машины, которые находятся в розыске, и те, на которых уничтожен или изменен код кузова, а также номерной знак не соответствует записям в базе данных ГАИ. И если они найдут такую машину, то наличие на станции техпаспорта вряд ли что-то изменит.

Чаще всего мастера просят техпаспорт для того, чтобы вечером поездить на вашем авто по своим делам. Так, мой знакомый после того, как забрал автомобиль через три дня простоя на станции, обнаружил в багажнике забытую удочку и грунт на коврике — несложно догадаться, что его авто стало транспортом для рыбаков-любителей.

Юрист Алексей Святогор объяснил, что механик СТО, перед тем как оставить у себя авто, должен подписать с клиентом заказ-наряд — этого вполне достаточно при любой проверке. А если нужно оставить машину на несколько дней, то лучше составить договор хранения, к которому прилагается акт осмотра автомобиля (указываются все повреждения кузова и царапины). «Только в этом случае к СТО можно предъявить какие-либо претензии по поводу того, что они использовали ваше авто для своих целей. А передачей техпаспорта вы автоматически доверяете сотруднику станции свою машину. В том числе и для поездок», — говорит эксперт.

Напомним, что в августе этого года пьяный сотрудник СТО разбил Chevrolet Lacetti клиента, после того как ночью катался на нем по барам Киева.

Другие статьи этого номера