Известный американский политолог польского происхождения Збигнев Бжезинский в своей работе «Большая шахматная доска» отвел Украине роль принципиально важного геополитического центра. Сегодня вопросы внешней политики и стратегии развития Украины — на повестке дня. Стать вровень с влиятельными мировыми государствами Украине может помочь ее географическое положение. Полноценное использование природных ресурсов — одна из составляющих внешней политики, которую проводит президент Украины Виктор Янукович.ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УКРАИНЫ
У нашего государства чрезвычайно выгодное географическое положение. Благодаря ему Украина с давних времен была «региональным мостиком» между Европой и Азией, севером и югом. Такое положение имело как свои преимущества, так и недостатки: товары из одной части мира в другую транспортировались по нашим дорогам, однако наша же территория становилась лакомым куском для нападающих. Сегодня Украина — независимое государство, которое пытается получить свое «место под солнцем», и наше географическое положение — преимущество, которым стоит и нужно пользоваться.
В современном мире транзитный потенциал Украины имеет стратегическое значение, поскольку усиливаются промышленные и другие связи между Азией и Европой. Интеграционные процессы в этих регионах приводят к созданию мощных мегаполисов, между которыми находится Украина.
По данным английского института «Рэндел», по коэффициенту транзитности Украина занимает первое место в Европе, однако загруженность густой сети украинских транспортных путей не соответствует их возможностям. По мнению ученых-экономистов, для полноценного развития экономики наличие путей транспортировки сырья, комплектующих и готовой продукции является решающим. Поэтому максимальное использование транспортной сети — залог экономического развития Украины.
«ОСОВРЕМЕНИВАНИЕ» УКРАИНСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Длина железных дорог в Украине составляет 22500 км, протяженность автомобильных дорог — 169000 км. Открыто скоростное транспортное сообщение Киев — Донецк, Киев — Львов, Киев — Харьков, в планах — строительство скоростных автомагистралей, которые соединят регионы со столицей (Киев — Канев — Черкассы — Днепропетровск — Донецк — Луганск), транснациональных автомагистралей на маршрутах: Берлин — Ростов (Краковец — Успенка по территории Украины), Бухарест — Баку (Рени — Керчь), Москва — Симферополь (Гоптовка — Симферополь).
Построенные к Евро-2012 новые современные терминалы, взлетно-посадочные полосы аэропортов Донецка, Киева, Харькова, Львова функционируют, обеспечивая рост авиаперевозок и пассажиропотока.
В Украине — 19 морских портов, грузоперевозки через которые ежегодно растут, и за январь-сентябрь 2013 года составили 43 млн тонн. Летом 2013 года Кабинет министров утвердил стратегию развития морских портов Украины до 2038 года, в частности, предусмотрено увеличение грузоперевозок международными портами Украины.
Украина имеет все возможности для того, чтобы стать одной из ведущих стран в авиа- и морском транспортном сообщении.
МОДЕРНИЗАЦИЯ УКРАИНСКОЙ ГАЗОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ
Важным сырьем для перевозок являются нефть и газ. Украина в октябре увеличила транзит газа в страны Западной Европы до 7,13 млрд куб. м, что на 0,9 млрд куб. м (14,5%) больше аналогичного периода 2012 года. Всего за 10 месяцев 2013 года через территорию Украины в страны Западной Европы и СНГ транспортировано 69,9 млрд куб. м природного газа.
По итогам 20-го заседания Комитета по парламентскому сотрудничеству между Украиной и ЕС, которое состоялось 14 ноября, принята совместная декларация. В ней говорится о том, что Украина в качестве транзитной страны остается надежным партнером для ЕС, готовым и способным обеспечить бесперебойный и безопасный поток газа в Европу, а также о выделении первой линии кредита от международных финансовых институтов для реализации транзитного проекта «Первый этап реконструкции линейных сооружений газопровода Уренгой — Помары — Ужгород», с которого начнется модернизация украинской газотранспортной системы.
Модернизация, а значит, увеличение объемов транзита газа и нефти — надежный источник поступлений в государственный бюджет. А это значит, что геополитическое положение Украины может работать на её благополучие.