Миндоходов и сборов уже не первый год внедряет электронные сервисы для плательщиков налогов. Главным преимуществом «электронного общения» с ведомством является не просто экономия времени и сил, а прежде всего приобретение новых возможностей сделать рутинную работу интереснее, эффективнее, продуктивнее.Кроме создания новых услуг, налогоплательщикам предлагаются онлайн-сервисы в рамках уже действующих процедур. Так, например, в октябре у всех предпринимателей, работающих по общей системе налогообложения, появилась возможность вести книгу учета доходов и расходов (далее — книга) в электронном виде. Безусловно, для тех предпринимателей, которые пока не хотят переходить в онлайн-пространство, законодатель оставил право ведения книги в бумажном варианте.
Если же налогоплательщик выбирает электронную форму ведения книги, ему необходимо для начала получить усиленные сертификаты открытых ключей. Для обеспечения комфортных условий получения услуг электронной цифровой подписи уже с 1 ноября 2013 г. для всех клиентов Миндоходов усиленные сертификаты ключей формируются на два года.
Следует отметить, что ведение книги предусмотрено в рамках сервиса «Электронный кабинет плательщика налогов» в режиме «Ведение книг учета доходов и расходов и книги учета доходов в электронном виде и формирования соответствующей налоговой декларации». Приказ о новой форме книги и порядке ее ведения вступил в силу с момента его опубликования, то есть с 18 октября 2013 г. В связи с этим возникает вопрос: «Необходимо ли предпринимателю-«общесистемщику» заводить новую книгу и с какой конкретной даты?»
Миндоходов и сборов дает в этом случае рекомендацию до конца календарного года продолжать вести учет в книге старого образца, а с нового года зарегистрировать новую форму. В случае, если предприниматель решил вести книгу в бумажном варианте, он регистрирует ее в Центре обслуживания налогоплательщиков районной налоговой инспекции по месту учета предпринимателя. А если бизнесмен намерен облегчить ведение учета и перейти к электронному ведению, то у него как раз есть время получить электронную цифровую подпись и с нового года вести книгу в электронном виде.
И напомним об ответственности: НКУ определена обязанность физлицам — предпринимателям вести книгу и иметь подтверждающие документы о происхождении товара. Непредставление налогоплательщиком контролирующим органам оригиналов документов или их копий при проведении проверки влечет за собой наложение штрафа — 510 грн. Кроме того, предусмотрена и админответственность: неведение или ненадлежащее ведение учета доходов и расходов, для которых законами Украины установлена обязательная форма учета, влечет за собой штраф от 51 до 136 грн. Аналогичные санкции применяются также в случае, если предприниматель не зарегистрирует в законном порядке книгу учета, сообщает информационно-коммуникационный отдел ГУ Миндоходов в Севастополе.