Петр КУДРЯШОВ: «Горсовет в последние годы стал работать более профессионально»

Петр КУДРЯШОВ: "Горсовет в последние годы стал работать более профессионально"

7 декабря в Украине отмечается День местного самоуправления — профессиональный праздник депутатов областных, городских, районных и поселковых советов. На сегодняшний день роль представительной власти становится все заметнее, поскольку многие ключевые вопросы, связанные с жизнью регионов, приходится решать на местах. Накануне праздника мы встретились с человеком, который о местном самоуправлении знает не понаслышке. Петр Кудряшов, ныне занимающий пост начальника постоянной комиссии городского совета по бюджету, избирался депутатом в общей сложности восемь раз подряд (шесть раз — в Нахимовский районный совет и два раза — в городской).— Петр Яковлевич, начать, увы, придется с не очень-то праздничной темы. В стране сейчас политический кризис — все видят, что творится не только в центре Киева, но и в других областях Украины. Севастополь в этом смысле — приятное исключение: всеобщее нервное настроение на нас как-то не распространилось. Что должны делать органы местного самоуправления, чтобы поддерживать спокойствие в своем регионе?

— Начнем с того, что нам очень повезло с регионом: массовые акции с призывами к немедленной евроинтеграции здесь практически невозможны. Но в любом случае могу сказать, что представители местного самоуправления, что бы ни происходило, должны выполнять свои непосредственные функции, то есть решать насущные вопросы здравоохранения, коммунального хозяйства, образования, строительства и так далее. Мы не имеем права даже думать о том, что в момент политического кризиса в государстве местная власть должна сложить руки и ничего не делать. Жизнь продолжается, а значит, нужно работать. Как бы порой сложно ни было, но жители города ждут от нас решения своих конкретных проблем, значит, будем решать.

— Вы уже очень давно работаете в органах власти (как представительной, так и исполнительной). Чем отличается работа нынешнего созыва городского совета от предыдущих? Произошли ли какие-либо кардинальные изменения?

— В принципе, и прошлый созыв, и нынешний довольно серьезно и вдумчиво работают. В состав совета в настоящее время вошли специалисты, проявившие себя в разных областях (от бизнесменов до педагогов). Главное отличие, наверное, — это темп работы. Вы заметили, что сессии, как правило, проводятся один раз в месяц. Причем чаще всего хватает одного дня, чтобы полностью рассмотреть повестку. С чем это связано? В первую очередь с тем, что депутаты очень хорошо подготовлены: проводится огромная работа в постоянных комиссиях. Каждый проект решения, прежде чем его вынесут на сессию, разбирается детально. Вот, например, если вспомнить деятельность совета 2002-2006 годов, то там была совсем иная ситуация. Несмотря на то, что в его состав в большинстве своем входили профессионалы, не была налажена работа в комиссиях. То есть о сути вопроса депутаты узнавали на сессии. Возникала необходимость в дополнительных пояснениях, долгом обсуждении той или иной темы. Поэтому на вторник и среду каждой недели назначались пленарные заседания. Подобная система была неэффективной…

— Декабрь для вашей комиссии — горячая пора. Обычно именно в это время депутаты определяют, как будет жить город в следующем году, то есть утверждают главный финансовый документ — городской бюджет…

— Да, обычно так и бывает. В этом плане нынешний год отличается от предыдущих. К сожалению, политическая ситуация, которая сложилась в стране, влияет на экономику, поскольку из-за евромайдана Верховная Рада не может принять государственный бюджет, на основе которого мы будем формировать местный. Тем не менее наше управление финансов уже начало готовить проект городского бюджета, основываясь на показателях текущего года.

Есть уверенность, что контрольные цифры 2014-го будут не ниже. Надо сказать, что не только декабрь для нас напряженный месяц. Не менее скрупулезная работа запланирована и на январь. Речь идет о принятии программы социально-экономического развития города. То есть нам предстоит те суммы, которые будут выделены на капитальный ремонт и строительство, распределить по конкретным объектам. А дальше будем вносить корректировки в бюджет. Как показывает практика, это приходится делать почти каждый месяц. Такова система, заложенная в Бюджетном кодексе Украины.

— С приходом к власти команды Виктора Януковича (а точнее, с принятием нового бюджетного законодательства) был утвержден программно-целевой метод. То есть теперь нельзя выделить бюджетные деньги на тот или иной объект, если он не включен ни в одну региональную (или государственную) программу. Как правило, программы эти являются долгосрочными — от трех лет и выше. Фактически это возвращение к плановой экономике?

— Экономика в любом случае должна быть плановой. Основные стратегические векторы развития (как отдельного населенного пункта, так и государства в целом) должны быть четко определены. Для этого и создаются целевые программы. К вопросам нужно подходить комплексно. Возьмем, например, здравоохранение. Понятно, что нужно обеспечивать больницы медикаментами, оборудованием, оплачивать труд медиков и коммунальные услуги. Но есть еще такие аспекты, как капитальный и текущий ремонт учреждений здравоохранения, поскольку ничто не вечно. Для этого составляется программа, в которой прописывается, в каком году будут выполняться те или иные работы (исходя из финансовых возможностей города). Такие программы существуют по всем направлениям, это и есть перспективное планирование. Я не сказал бы, что это возврат к советской системе. Эта практика применяется почти во всех государствах: всегда нужно смотреть на шаг (а то и на два) вперед.

— Остается три недели до Нового года. Чем вам запомнился год уходящий?

— Из серьезных достижений Севастополя, конечно, следует назвать новые капитальные объекты: путепровод в районе железнодорожного вокзала и развязка, примыкающая к нему, новый корпус 1-й городской больницы, который сейчас вводится в эксплуатацию, дорога между 5-м километром Балаклавского шоссе и Сапун-горой. Продвинулись мы и в сфере коммунального хозяйства: решаются вопросы ремонта кровель, газификации, наружного освещения. Главным минусом этого года стали постоянные сбои в работе казначейства. Я думаю, что стоит разделить систему казначейства на две, чтобы деньги местного бюджета лежали на отдельном счету, а государство не имело бы возможности латать свои дыры, используя средства городских и областных бюджетов. Если бы эта идея была воплощена в жизнь, мы смогли бы реализовать большую часть программы социально-экономического развития города.

— Спасибо за беседу! С праздником!

Другие статьи этого номера