На грани волшебства

На грани волшебства

В Севастопольском художественном музее имени М.П. Крошицкого проходит персональная выставка Натальи Плисс, тёплые пейзажи которой особенно приятно увидеть в эти сумрачные холодные дни.Имя Натальи Плисс уже давно известно крымским поклонникам живописи, учитывая то, что за последние 10 лет Наталья участвовала во множестве выставок и пленэров. Родившись в Херсоне и получив художественное образование в Одессе, Наталья Плисс с 1989 года живёт в Севастополе. То, что Крым стал для художницы родным, сразу понятно из её картин, ведь мало у кого из мастеров кисти получается так точно передать неповторимую атмосферу крымских берегов.

Пейзажисту в Крыму довольно непросто обратить на себя внимание, поскольку сюда каждый год приезжают на пленэры десятки художников, среди которых есть очень известные имена. Но Наталья Плисс смогла не затеряться среди признанных мастеров, работа рядом с которыми стала для неё отличной школой, позволившей выработать свой характерный почерк. Картины Натальи интересны прежде всего тем, что совмещают в себе реалистичную манеру письма с какой-то нездешней романтикой в духе Александра Грина.

На полотнах художницы изображены знакомые и привычные вещи, но они как будто чуть-чуть «нездешние». Это могут быть такие популярные места, как Балаклава, мыс Феолент и Гурзуф, или же просто пустынный берег, старые лодки, буксир у причала… Заметно, что Наталья Плисс проводит очень много времени на пленэре, улавливая самые тонкие оттенки в игре света, в море и небе, в прозрачном сиянии крымского воздуха. При этом в её работах нет размытых линий, все контуры выписаны чётко и уверенно, в такой плотной манере, которая обычно характерна скорее для мужчин-художников. Но мужчинам редко удаётся так передавать светлые эмоции, неоспоримо присутствующие в каждой картине Натальи. Хотя её работы нельзя назвать восторженными или даже просто радостными, это светлая задумчивость, понимание, совсем лёгкая грусть…

По словам самой художницы: «Пленэр для меня — своеобразная медитация, а ещё источник размышлений, сосредоточения, созерцательности». Да, Наталья Плисс передаёт в своих картинах то состояние, когда человек прекращает вечный спор с самим собой и видит всё вокруг «по-настоящему», чувствуя, что мир гораздо больше и важнее, чем все выдуманные людские проблемы. Именно о таких моментах харьковский поэт Олег Ладыженский писал: «Мне кажется: вот-вот, и я пойму…»

Пейзажи Натальи не застывшие, это не одно мгновение, выхваченное из множества, в них есть живое тепло и движение, тот самый вечный мудрый процесс, который мы почти не замечаем за повседневными делами.

Безусловно, художник — это и есть тот, кто умеет не только увидеть что-то по-своему, но и поделиться своим видением с другими. Но яркий пример Натальи Плисс показывает, что отношение художника ко всему, что вокруг, не менее важно, чем его мастерство. Чувствуется, что для Натальи окружающий мир — это не материал, а собеседник, к которому она испытывает безграничную благодарность.

Выставка Натальи Плисс будет проходить в музее им. Крошицкого до 13 декабря, и ещё немало севастопольцев смогут увидеть эти работы, говорить о которых можно долго, но больше всего хочется просто смотреть.

Другие статьи этого номера