Дети ЭПРОНа

Дети ЭПРОНа

Огромна же сила золота! Свидетельств тому — неисчислимое множество. Сошлемся лишь на одно из них. Как-никак эта история побудила взяться за перо проявлявшего осторожность и щепетильность при выборе темы до сих пор почитаемого Михаила Зощенко. «В марте 1923 года, — писал он в повести «Черный принц», — было решено организовать небольшую экспедицию… И хотя считалось недоказанным присутствие ценностей на «Черном принце», тем не менее было решено приступить к подводным работам для поисков легендарного золота».Несмотря на то, что «считалось недоказанным нахождение ценностей», однако же в стране советов пошли не просто на формирование, как бы сегодня сказали, ситуативной партии поисковиков — родилась мощная структура. Ровно 90 лет назад, 17 декабря 1923 года (чем не юбилей), отдельным приказом по ОГПУ было официально закреплено создание экспедиции подводных работ особого назначения — ЭПРОН. Вот что значит магнетизм, завораживающее воздействие на людей, в нашем случае — виртуального блеска благородного металла.

Нет необходимости занимать внимание севастопольцев рассказом о результатах усилий, направленных водолазами, в том числе иностранными, на обнаружение предполагаемых сокровищ британского парохода. Коротко: они закончились ничем. Наше повествование — об ином. Коль у нас круглая дата, то речь пойдет о дальнейшей судьбе ЭПРОНа. В 1941 году он вошел в состав Военно-Морского Флота, годом позже его переименовали во флотскую аварийно-спасательную службу. И в последующие годы она неоднократно реформировалась. В настоящее время в состав Черноморского флота Российской Федерации входит номерной аварийно-спасательный отряд — наследник «оптимизированной» флотской профильной 37-й бригады.

Управление, дивизион, бригада, отряд… Все это, образно говоря, — дети ЭПРОНа. В данном ключе детьми былой экспедиции назовем и корабли узкой специализации, сотни и тысячи по-мужски смелых спасателей.

По случаю 90-летия ЭПРОНа ветеранская организация уникальной службы провела ряд мероприятий. Так, с участием военачальников высокого ранга был отмечен вековой юбилей спуска на воду спасательного судна «Волхов», сейчас — «Коммуна». Оснащенное новым оборудованием, оно до сих пор находится в строю. В начале нынешнего года ветераны-спасатели — члены действующего «ЭПРОН-клуба», специально собрались вместе, чтобы договориться о выпуске книги, посвященной истории 37-й бригады спасательных судов, выросшей в ноябре 1975 года на базе 409-го отдельного дивизиона аварийно-спасательных судов. Тогда же сложился коллектив авторов-составителей этой книги: капитаны 1 ранга в отставке Александр Жбанов, Геннадий Васенко и капитан 2 ранга в отставке Михаил Адамович. В прошлом Александр Васильевич длительное время возглавлял управление аварийно-спасательной службы флота, а в настоящее время является научным руководителем общественной организации «ЭПРОН-клуб» В свое время Геннадий Леонидович направлял работу поисково-спасательной службы профильного управления. В этом же управлении прошли последние годы военной службы и Михаила Иосиповича в качестве старшего водолазного специалиста.

Авторы-составители отдавали себе отчет в том, какую тяжеленную ношу они добровольно взвалили на свои плечи. Книгу под названием «Тревоги и будни спасателей» открывает статья «Здравствуй, бригада». В ней ее автор Михаил Адамович признается: «Начиная писать, я понимал: будут недовольные, будет критика, кого-то не вспомню, не упомяну. И все же важнее сохранить память о бригаде, о сослуживцах, о нашей службе». Всего для книги Михаилом Иосиповичем написано пять объемных статей. Свои воспоминания представили также Геннадий Васенко и Александр Жбанов. Все вместе авторы-составители убедили своих бывших сослуживцев рассказать о прошлом, о пережитом.

Непросто было усадить каждого за письменный стол. Побывавшие в нешуточных переделках герои морских глубин робели перед белым листом бумаги. Как ни старались, отдельные ветераны-спасатели, к сожалению, так и не решились поведать о пережитом. Все же тридцать человек (кто в срок, а кто и с некоторым опозданием) представили авторам-составителям свои рукописи. Все они откликнулись на просьбу Михаила Адамовича рассказать о самых ярких эпизодах службы и ее этапных моментах. Получилось увлекательное, взволнованное коллективное повествование о тех, чей ратный труд в море, как никакой иной, связан с риском.

В книге приведены перечни выполненных спасателями работ. Они впечатляют разнообразием. Это и борьба с вышедшим из-под контроля огнем на больших и малых плавсредствах, и подъем с различных глубин боеприпасов, судов, плавучих доков, мастерских, причалов, и поиск упавших в море летательных аппаратов, и выручка севших на мель кораблей. Каждая из этих операций, счет которым только за последние десятилетия идет на сотни (кстати, не только в родном Черном море, но и в других водных бассейнах), заслуживает объемной публикации в газете, а то и отдельной книги. Собственно, целую библиотеку можно составить из трудов в твердых и мягких переплетах, посвященных трагедии у берегов Новороссийска. В последний день августа 1986 года, ближе к полуночи, пишет в книге непосредственный участник спасательной операции капитан 1 ранга запаса Василий Величко, «сухогруз «Петр Васев» водоизмещением в 41 тысячу тонн нанес удар пассажирскому теплоходу «Адмирал Нахимов» (водоизмещением в 18940 т) ниже ватерлинии в переборку между машинным и котельным отделениями. Пробоина в правом борту «Адмирала Нахимова» составила 80 квадратных метров. Через восемь минут «Адмирал Нахимов» затонул на глубине 47 метров в двух милях от берега».

Невозможно представить глубокую ночь, волнение моря в три балла и разыгрывающуюся драму. Первыми на помощь терпящим бедствие людям пришли катера Новороссийского пароходства, Черноморского флота, а также курсанты Новороссийского мореходного училища. Сообща удалось спасти 836 человек, погибло 423. Впоследствии 358 тел удалось поднять на поверхность. При ликвидации последствий аварии, к сожалению, погибли спасатели-черноморцы Ю.В. Полищук и С.А. Шардаков.

Военным морякам-спасателям приходилось откликаться и на просьбы, которые, казалось бы, не входили в круг служебных обязанностей. Так, с 1983-го по 1990 год они на борту научно-исследовательского судна «Академик Алексей Крылов» принимали участие в шести экспедициях ученых в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах.

Нашим славным и отважным землякам еще пришлось поработать в качестве подводных… археологов. В 1979 г. посетивший Москву с визитом министр обороны Алжира обратился к главкому Военно-Морского Флота СССР С.Г. Горшкову с необычайной просьбой — обследовать дно моря на обширном участке у берегов далекой африканской страны на предмет наличия под водой якобы некогда затонувших парусников.

В далекий путь были направлены дежурившее в Средиземном море спасательное судно, а из Севастополя — тральщик «Стрела» с контр-адмиралом Валентином Селивановым и прочими представителями начальствующего состава на борту. Валентину Селиванову было поручено возглавить штаб по руководству мирной операцией.

В течение десяти дней наши люди тщательно утюжили в заданном районе морское дно. «На пятый день поиска водолазы обнаружили амфору без ручек, — пишет в книге непосредственный участник алжирской одиссеи Михаил Адамович. — Примерно на восьмой день поиска к нам пришла удача: водолазы нашли много разбитых амфор и скелет старинного судна (как говорится, на безрыбье и рак рыба. — Авт.) Последующие спуски были безуспешными». Чем не «Черный принц» в африканском варианте?!

Еще Михаил Адамович руководил действиями водолазов в ходе акции по спасению… Чего бы вы, уважаемый читатель, думали? Никогда не догадаетесь, пока не скажу. Спасали хлопок от испепеляющего зноя в материковой Киргизии!

Засушливым летом 1974 года на Токтогульской ГЭС случилась запинка с подачей вод Нарына на посевы профилирующей в республике сельскохозяйственной культуры. На глубине свыше 60 метров заклинило затвор обводного канала. Вот тогда и обратились за помощью не куда-нибудь, а в главный штаб Военно-Морского Флота СССР. Из Москвы в Севастополь поступила команда: оперативно направить на Токтогульскую ГЭС водолазов-взрывников.

Не без труда, не без острых дискуссий ключик к капризному затвору был найден — тонна тринитролуола. На приличной глубине в условиях крайне плохой видимости мастерам своего дела удалось куда надо заложить взрывчатку. Она ухнула так, что «на поверхность вырвался огромный столб пламени и дыма… и воды Нарына хлынули вниз, туда, где их ждали хлопководы».

В памяти также остался банкет, который по случаю спасения плантаций закатил прибывший на место глава правительства республики Худайбердыев. Разве такое забудешь?

В течение девяти десятилетий ЭПРОНу посвящено немало книг. Но в них, считает капитан 1 ранга в отставке Александр Жбанов, растворена история 376-й бригады спасательных судов в составе управления вспомогательной службы Черноморского флота Российской Федерации. Это соединение просуществовало (и это подсчитано) 36 лет и 15 дней, то есть с 15 ноября 1975 года по 1 декабря 2011-го.

На родине ЭПРОНа, в Балаклаве, в библиотеке-филиале имени Александра Куприна ее сотрудницы, прежде всего Наталья Пинчук и Ольга Шашкова, провели вечер, посвященный юбилею. Здесь удалась любовно собранная коллекция фотографий руководителей ЭПРОНа довоенной пора, а также моменты ярких событий его истории. Побывавшие тут люди ознакомились с выставкой книг о моряках-спасателях. Любопытно, что в Балаклаве был открыт техникум, в котором готовили специалистов-водолазов. Его преподаватели не только учили студентов, но и занимались научной работой. Об этом свидетельствуют около трех десятков журналов «ЭПРОН», вышедших к 1941 году за неполное десятилетие. В нем публиковались труды исследователей, в том числе и балаклавцев. Х.М. Макароном и В.С. Штыкиным был написан учебник «Водолаз-взрывник», изданный военным издательством Министрства обороны СССР.

На вечер в балаклавскую библиотеку были приглашены дети ЭПРОНовцев и представленные уже читателям капитаны 1 ранга в отставке А.В. Жбанов, Г.Л. Васенко, а также нынешний капитан корабля-юбиляра «Коммуна» капитан 1 ранга в отставке А.А. Ишинов. Почетные гости вручили заведующей библиотекой Людмиле Снапковой подарки, в том числе книгу «Тревоги и будни спасателей», а также буквально в эти дни вышедшую книгу А.В. Жбанова «ЭПРОН, рожденный в Балаклаве». Кстати, и проведенный вечер так и назвали: «ЭПРОН, рожденный в Балаклаве». Знаковое совпадение.

* * *

У автора имеется свой вариант завершения этих заметок, но вряд ли можно сказать лучше, чем написаны финальные абзацы «Черного принца». Обратиться к ним будет справедливо, ведь мы начинали с упоминания повести Михаила Зощенко: «И хотя золото «Черного принца» и не было найдено, зато было найдено то, что давно превысило огромные суммы, каковые желали найти искатели морского клада.

За пятнадцать лет работ Эпроном (так у Михаила Зощенко. — Авт.) были подняты со дна моря двести пятьдесят судов, из которых больше половины восстановлены и бороздят воды морей и океанов.

Помимо судов Эпрон дал нашей промышленности сто сорок тысяч тонн металла, поднятого с морского дна.

И в свете этих дел меркнет сияние легендарного золота «Черного принца».

За 15 лет померкло. Как же оно померкло за все 90 лет плодотворного, часто героического труда детей ЭПРОНа!

На снимках: спасательное судно «ЭПРОН»; Людмила Снапкова и Анатолий Ишинов.

Другие статьи этого номера