За сверхдальние перелеты советское правительство подарило Чкалову самолет У-2 и автомобиль «Паккард»

За сверхдальние перелеты советское правительство подарило Чкалову самолет У-2 и автомобиль "Паккард"

ЛЕГЕНДАРНЫЙ ЛЕТЧИК ПОГИБ 75 ЛЕТ НАЗАД ВО ВРЕМЯ ИСПЫТАНИЙ НОВЕЙШЕГО ИСТРЕБИТЕЛЯ.Совершить первый в истории беспосадочный перелет из Европы в Америку через Северный полюс летчику-испытателю Валерию Чкалову предложил его коллега Георгий Байдуков. Первая попытка справиться с этой беспрецедентной задачей, предпринятая в августе 1935 года экипажем Героя Советского Союза Сигизмунда Леваневского, оказалась неудачной: когда самолет АНТ-25 еще находился над территорией СССР, на крыло стало вытекать машинное масло, поэтому штаб перелета приказал немедленно садиться. Через несколько минут после приземления машина загорелась. Георгий Байдуков был на АНТ-25 вторым пилотом. Он написал в одной из своих книг, что перед самым началом пожара напомнил штурману Василию Левченко, спешно забиравшему с борта карты, не забыть девять тысяч долларов. Перед вылетом эти деньги им вручил нарком обороны Климент Ворошилов со словами: «Когда сядете в Америке, погуляете, как полагается».

— Во время обсуждения на Политбюро ЦК КПСС этого полета Сталин разрешил Леваневскому, винившему в неудаче отечественный самолет АНТ-25, поискать в США более подходящую крылатую машину, — рассказала по телефону Лидия Попова, заместитель директора Мемориального музея Валерия Чкалова, который находится на родине летчика, в городе Чкаловске Нижегородской области России. — Но Георгий Байдуков верил в уникальный самолет АНТ-25, созданный под руководством выдающегося авиаконструктора Андрея Туполева для сверхдальних полетов. С идеей повторить попытку перемахнуть через Северный полюс он пришел к Валерию Чкалову.

— Байдуков предложил, чтобы Чкалов стал командиром будущего экипажа?

— Да, ведь Валерий Павлович — талантливейший пилот, он выполнял в воздухе невероятные вещи. Одна из самых известных историй, когда в середине 20-х, будучи еще совсем молодым летчиком, Чкалов средь бела дня на глазах большого количества людей пролетел под Троицким мостом в Ленинграде. Допусти он тогда малейшую ошибку, погиб бы.

Так вот, Чкалов с Байдуковым написали письмо в Политбюро с просьбой дать АНТ-25 второй шанс. Ответа не было несколько месяцев. На одном из совещаний они подошли к наркому тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе спросить, какова судьба их обращения. Тот, оценив энтузиазм пилотов, сказал: «Ладно, сведу вас с товарищем Сталиным».

Вождь (он знал Чкалова — летчика представили Иосифу Виссарионовичу перед воздушным парадом, который прошел в Москве на майские праздники в 1935 году) заявил: «Зачем обязательно лететь на Северный полюс? Вот вам маршрут: Москва — Петропавловск-Камчатский» (расположен на полуострове Камчатка на берегу Тихого океана. — Авт.). Десятки предприятий участвовали в подготовке полета, который должен был проходить над Северным Ледовитым океаном. Штурманом в экипаж пригласили заведующего кафедрой Военно-воздушной академии имени Жуковского Александра Белякова.

В июле 1936 года решили провести генеральную репетицию — совершить продолжительный полет над сушей. Только взлетели — раздался треск. Оказалось, оборвались тросы подъ-ема и спуска шасси. Обе «ноги» самолета находились в подогнутом положении. Экипажу удалось добраться до злосчастных тросов. С огромным трудом с помощью лома за несколько часов смогли опустить одно шасси. Второе так и осталось неподвижным. Чкалов чудом посадил машину на одном шасси, избежав катастрофы.

— После ЧП перелет не отменили?

— Нет. АНТ-25 остался целым, так что через девять дней его подготовили к вылету. Погрузили массу различных припасов, в том числе вещи, необходимые на случай, если придется садиться на лед и жить там, пока придет помощь: палатку, спальные мешки. Кстати, Чкалов настоял, чтобы прихватили пуд соли. Одной из самых сложных задач было поднять в воздух загруженный до отказа АНТ-25. Командир справился с ней мастерски.

— Что представляет собой АНТ-25?

— Это удивительная машина: у нее огромный размах крыльев — 34 метра. В них конструкторы разместили топливные баки, вмещавшие в себя запас топлива для преодоления очень больших расстояний. По маршруту Москва — Петропавловск-Камчатский самолет покрыл без дозаправки 9374 километра.

— Как складывалась эта экспедиция?

— Экстрима было хоть отбавляй: машина то и дело покрывалась льдом. Это грозило аварией. Салон не был герметичным, поэтому из-за многочасового пребывания на высоте свыше четырех тысяч метров экипаж чувствовал себя плохо, кусок в горло не лез. Пилоты перебивались чаем. Спали урывками по очереди. Полет продолжался 56 часов и 20 минут.

Байдуков вспоминал, что Сталин предлагал специально для этой экспедиции построить в Петропавловске-Камчатском взлетно-посадочную полосу. Но экипаж заявил, что без нее можно обойтись, мол, добравшись до этого города, полетят через Охотское море до ближайшего аэродрома. Так и сделали. Однако застали над морем жуткую непогоду. Самолет в очередной раз обледенел. Пришлось снижаться. Когда АНТ-25 вынырнул из-за туч, поверхность воды оказалась метрах в пятидесяти. Штаб перелета настаивал на экстренной посадке на каком-либо из ближайших островов. Вскоре на пути оказался островок Удд, покрытый блюдцами озер. С трудом сели на него. Местные мужики бросились в лодку и поплыли к пограничникам сообщить о подозрительных гостях (надписи на борту АНТ-25 были сделаны латинскими буквами — USSR). А поселенка Фетинья Смирнова выбежала к летчикам с ружьем. Пилоты объяснили, кто они, и женщина пригласила их в дом. А через некоторое время прибыл командир авиационного погранотряда с правительственной телеграммой, в которой, в частности, было сказано: «Вошли в Центральный исполнительный комитет с ходатайством о присвоении вам звания Героя Советского Союза и выдаче премии командиру самолета Чкалову в размере тридцати тысяч рублей, летчику Байдукову и штурману Белякову — по двадцать тысяч рублей. Крепко жмем руки. Сталин, Молотов, Ворошилов, Жданов».

Чтобы АНТ-25 смог отправиться в обратный путь, на острове сколотили из досок взлетно-посадочную полосу длиной 500 метров. Возвращался самолет через Сибирь. В Москве летчиков встречали как национальных героев.

— Знаю, что в вашем музее хранится самолет У-2, подаренный правительством Чкалову.

— Валерий Павлович получил эту машину как раз за воздушную экспедицию на Дальний Восток. А за состоявшийся летом 1937 года беспосадочный перелет в Америку через Северный полюс всему экипажу (его состав не изменился) правительство презентовало автомобили «Паккард». Машина Чкалова находится в экспозиции нашего музея.

Полет в Америку протяженностью 8504 километра принес летчикам мировую славу. По одной из версий, когда экипаж возвращался на океанском лайнере из Америки в Европу, плывшая на этом судне звезда кино Марлен Дитрих попросила у Чкалова автограф.

— Он был женат?

— Да, в середине 20-х годов во время службы в Ленинграде Чкалов познакомился со студенткой педагогического института Ольгой Ореховой. Ее вуз шефствовал над Первой Краснознаменной эскадрильей, в которую направили служить молодого пилота Чкалова. Девушка пела на концертах. Вместе с Валерием она занималась в драмкружке. Когда Ольга получила диплом, они поженились. На свадьбу приезжал отец Валерия Павел Григорьевич. Сын тогда поднял его в воздух на самолете.

— Чем занимался отец Чкалова?

— Был котельщиком, кузнецом. До революции владел стареньким буксиром. В Гражданскую войну буксир конфисковали красные, и вскоре судно было потоплено в бою.

Нужно сказать, что когда Валерию было шесть лет, умерла его мама Арина Ивановна. Она была беременна очередным ребенком, оступилась, упала, и у нее начались преждевременные роды. Вскоре она скончалась. Отец затем женился во второй раз. Отношения с мачехой у Валерия сложились теплые, искренние. Иначе как мамой он Наталью Георгиевну не называл.

— Как получилось, что Валерий стал летчиком?

— Во время Гражданской войны, будучи подростком, он работал кочегаром на пассажирском пароходе «Баян». Однажды увидел, как летают боевые самолеты, и у него возникла мечта стать пилотом. Его приняли механиком в авиационный парк Красной Армии в Нижнем Новгороде. Парень настойчиво просил начальство направить его в летную школу. Добился своего, став в возрасте 17 лет самым молодым курсантом Егорьевской летно-теоретической школы ВВС. Затем окончил еще две авиационные школы и был направлен служить в Ленинград. Там зарекомендовал себя как неординарный, постоянно идущий на риск и эксперименты летчик. За это командир эскадрильи Иван Антошин неодно-кратно сажал молодого пилота на гауптвахту. При этом любил и поддерживал Валерия. А тот называл командира Батей. Они стали хорошими друзьями.

С переводом в Брянск у Чкалова началась полоса неудач: сначала незначительная авария, затем — серьезная. Он вел свое звено и решил пролететь низко над землей. Видел: впереди — телеграфные столбы, но не заметил, что провода провисли. В результате несколько машин зацепились за них колесами. Все остались живы, но руководство решило жестко наказать «воздушного хулигана». Чкалову присудили год тюремного заключения и уволили из армии.

Жена с сыном Игорем в это время была в Ленинграде — в Брянске семью летчика негде было поселить. В камере Валерий делал заметки в тетради. Однажды записал: «Неудачник я в жизни. Если бы не было Лелюшки (так он ласково называл Ольгу. — Авт.) и Игоря, я бы жить не стал. Это малодушие, но это так».

К счастью, уважаемые люди, знавшие о Чкалове, ходатайствовали за него. В результате через 19 дней заключения летчика освободили. Он устроился в Ленинграде в Осоавиахим (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), где руководил школой планеристов и был летчиком-инструктором. Кстати, выдающийся авиаконструктор Олег Антонов оставил воспоминания о том, как, будучи юношей, он поднялся на самолете в воздух под руководством инструктора Чкалова.

А через некоторое время Валерия Павловича пригласили в Москву испытывать самолеты в НИИ ВВС. Жену опять пришлось оставить в Ленинграде. Но когда Чкалову выделили номер в одной из гостиниц, Ольга с сыном переехала в Белокаменную. Байдуков вспоминал, что основной проблемой семьи Чкаловых в это время являлась организация питания: готовить в номере запрещалось, а ежедневно есть в ресторане было слишком дорого. Пришлось нарушить правила: купили керогаз, и Ольга Эразмовна варила на нем в такое время, когда вероятность проверок была минимальной.

После НИИ ВВС Валерий Павлович стал летчиком-испытателем на Московском авиационном заводе имени Менжинского, где работал талантливый авиаконструктор Николай Поликарпов. Чкалов увидел в И-16, истребителе Поликарпова, первоклассную машину. На ней из-за различных недостатков хотели было поставить крест. Летчик дошел до Наркомата тяжелой промышленности и таки отстоял эту крылатую машину. После доработок она стал лучшим советским истребителем 30-х годов. На нем наши пилоты воевали в Испании, на Халхин-Голе.

— Бытует версия, что авиакатастрофа, в которой погиб Чкалов, была подстроена, потому что он отказался от предложения Сталина возглавить НКВД.

— Подтверждения этому нет. Трагедия произошла во время испытаний нового самолета Николая Поликарпова И-180. Нужно сказать, что испытания готовились в спешке. Выпуск этой машины из цеха переносили несколько раз. И все равно при обследовании, проведенном в начале декабря 1938 года, в ней обнаружили 190 недостатков. Конструктор был против ненужной гонки, но его не слушали. Чкалову предстояло выполнить самый ответственный первый полет, затем машиной должен был заняться другой летчик.

Валерий Павлович поднял И-180 в воздух, все шло нормально вплоть до посадки, когда вдруг заглох мотор. Комиссия по расследованию причин аварии констатировала, что Чкалов «до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами». Но самолёт зацепился за провода. Пилот ударился головой об оказавшуюся на месте падения металлическую арматуру. Через два часа он умер в больнице.

По материалам газеты «Факты» N 231 за 18 декабря 2013 года.

Другие статьи этого номера