Летательные аппараты 58-летнего Виктора Юзвы быстрее, легче, экономичнее любого «кукурузника».ЗАПЧАСТИ ИСКАЛИ НА СВАЛКЕ
Виктор всю жизнь посвятил авиации: много лет проработал в международном аэропоту «Симферополь» техником и летчиком в городском аэроклубе. А параллельно умудрялся строить самолеты. Причем собирает махины в прямом смысле слова из подручных материалов.
— Первый самолет я и двое моих друзей построили за рекордный срок — полгода, — рассказывает Виктор Юзва. — Это было почти тридцать лет назад. Мы были молоды, и нас охватывал сумасшедший азарт. Все выходные с утра до ночи проводили в гараже. Могли ни есть, ни пить. Семьи к нашему увлечению относились с пониманием. Тем более что моя жена была тоже летчицей.
Двухместного «первенца» троица назвала «Гамаюн-07» — в честь сказочной птицы, предсказывающей будущее. А счастливое число добавили на удачу.
— Пролетали мы на нем почти шесть лет, после чего продали в Херсонскую область, — продолжает Виктор Евгеньевич. — Следующие самолеты я строил не спеша. На второй ушел год, на третий — полтора. Самостоятельно смастерил шесть летательных аппаратов, сейчас заканчиваю работу над седьмым. Причем строю я не ради денег, а в свое удовольствие. Полученная от продажи аппарата выручка всегда идет на создание следующего.
Запчасти для своих самолетов летчик собирает где придется.
— Все знакомые в курсе моего увлечения, поэтому присылают мне различные детали, — улыбается авиаконструктор. — Строю из всего, что попадется под руку.
Двигатели использовал от мотоциклов и моторных лодок, колеса — от скутеров. Крылья для одной из моделей взял от планера. Хороший самолет, говорит, можно собрать за 5 тысяч долларов, а то и дешевле. Самое дорогое — это двигатель. Подержанный можно купить за 2-2,5 тысячи долларов.
«ЗАКАЗЫ ОТ БОГАЧЕЙ НЕ ПРИНИМАЮ»
Сейчас Виктор Юзва работает над одноместным самолетом «Ласточка». Уверяет: эта модель даст фору любому «кукурузнику»!
— Начал его строить в сентябре 2013 года, к следующему лету, думаю, уже закончу испытания, — говорит летчик. — Хочу его сертифицировать, чтобы применять для обработки полей от вредителей. Он намного экономичнее используемых в хозяйстве Ан-2.
Еще одно детище авиаконструктора, которое по своим характеристикам претендует попасть в Книгу рекордов Гиннесса, — самолет «Селезень». Он взлетает после пробега всего на 15 метров. Для сравнения: «кукурузнику» для взлета нужно 150 метров.
В своих кругах Виктор Юзва известен как опытный разработчик и испытатель несертифицированных моделей.
— Я с первого взгляда на самолет могут определить, почему тот или иной аппарат не летает, — говорит Виктор Евгеньевич. — Секрет моих изобретений в том, что они легкие. Почти все весят от 170 до 220 килограммов. Подсказать человеку, что исправить, я могу, а вот заказов не беру. Ко мне часто приходят обеспеченные люди, просят, чтобы крылья были от броненосца, а нос — как у «Боинга». Это нереально. Танки не летают, а нелетающих самолетов я не строю.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ: За свою жизнь крымчанин поднял в небо 37 самодельных самолетов, научил летать почти 100 человек.
«КП» в Украине», номер за 3-9 января 2014 г.