В этом году вступили в силу некоторые нормы законодательства, которые несомненно отразятся на деятельности субъектов хозяйствования: во-первых, снижение ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 17%, предусмотренное в «Переходных положениях» кодекса, перенесено на 2015 г.; во-вторых, ставка налога на прибыль предприятий снизилась с 20 до 18%; в-третьих, произошло изменение учета и регистрации единого налога.В частности, регистрация плательщиков единого налога будет осуществляться путем внесения записей в соответствующие госреестры. Плательщики будут пользоваться выпиской из реестра плательщиков единого налога, который по запросу предпринимателей безвозмездно будет выдавать налоговый орган. Миндоходов и сборов Украины обязано бесплатно предоставлять свободный доступ к данным из Реестра плательщиков единого налога: налоговый номер (для юрлица), наименование для юрлица или Ф.И.О. — для физлица; дата (период) избрания или перехода на упрощенную систему налогообложения; ставка единого налога; группа налогоплательщика, виды хозяйственной деятельности первой и второй групп; дата исключения из Реестра плательщиков единого налога. Эти данные доступны через регистрационный веб-портал юрлиц и физлиц-предпринимателей и на официальном сайте Миндоходов.
Также с 1 января 2014 года вновь зарегистрированные предприниматели для перехода на упрощенную систему налогообложения смогут подавать заявление непосредственно госрегистратору при проведении процедуры регистрации, а не в налоговый орган. Что, безусловно, сэкономит время предпринимателей и минимизирует их контакт с налоговиками.
Уже вступили в силу новые особенности проведения проверок. Теперь в течение 5 рабочих дней после получения акта проверки налогоплательщик имеет право представить контролирующему органу любые документы, а не только те, которые указаны в акте проверки как отсутствующие. Кроме того, при проведении проверок контролирующие органы не имеют права требовать получения выписки из соответствующего реестра о том, что налогоплательщик встал на учет в соответствии с требованиями Налогового кодекса. Установлено и новое требование: копии первичных документов, передаваемых налогоплательщиками при проведении проверки, должны быть заверены подписью налогоплательщика или его должностного лица и скреплены печатью (при наличии).
Кроме того, с 1 января 2014 вступил в силу порядок предоставления налогоплательщиком заявления о проведении документальной невыездной внеплановой электронной проверки и принятия решения территориальным органом Министерства доходов и сборов Украины о проведении такой проверки. Для этого налогоплательщик с незначительной степенью риска должен подать соответствующее заявление не позднее, чем за 10 календарных дней до предполагаемого начала проведения электронной проверки. К заявлению прилагаются электронные подтверждающие документы. При этом определено, что в 2014 году электронные проверки будут проводиться для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Продолжают совершенствоваться налоговый сервис «Электронный кабинет налогоплательщика» и электронная отчетность. В 2014 г. должен пройти второй этап создания сервиса «Электронный кабинет налогоплательщика». На нем с использованием электронного сервиса плательщикам будет обеспечен доступ к индивидуальным налоговым календарям. Так они смогут следить за сроками представления налоговой отчетности, уплаты налогов и сборов, представлением сведений и документов и т.д.
Изменился порядок регистрации плательщиков НДС. Отныне при первичной регистрации плательщиком НДС и перерегистрации выдача свидетельства плательщика НДС не предусмотрена. Теперь по запросу налогоплательщика (установленного образца), который подается в налоговый орган по месту регистрации, ему бесплатно в течение двух рабочих дней, следующих за днем получения такого запроса, предоставляется выписка из Реестра плательщиков налога на добавленную стоимость. Она действует до момента внесения изменений в реестр. Форма запроса о получении выписки и выписки из Реестра налогоплательщиков утверждается центральным органом исполнительной власти. Все выданные ранее свидетельства плательщика налога на добавленную стоимость действуют до внесения в них изменений. Кроме этого, вновь созданным субъектам хозяйствования предоставлена возможность подавать заявления на включение в Реестр плательщиков НДС госрегистраторам при проведении процедуры первичной регистрации, сообщает информационно-коммуникационный отдел ГУ Миндоходов в Севастополе.