Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 13o

Севастопольская медицина: лечить CITO, или Мы ее теряем!..

Сегодня — пятница, день нашего традиционного откровенного разговора о важном. И впервые за все время существования рубрики своими откровениями будет делиться депутат. А, собственно, почему бы и нет?! Ведь депутат — наш с вами...

Сегодня — пятница, день нашего традиционного откровенного разговора о важном. И впервые за все время существования рубрики своими откровениями будет делиться депутат. А, собственно, почему бы и нет?! Ведь депутат — наш с вами избранник. И, по идее, его должны волновать те проблемы, которые не дают покоя нам.
Что же волнует нашего сегодняшнего собеседника, депутата Севастопольского городского совета Ивана Федосовича Ермакова, — он изложил лично. Предоставляем ему слово.— В ныне действующий горсовет из 76 депутатов не избрали ни одного специалиста, представляющего здравоохранение. Председатель горсовета Юрий Дойников предложил мне работать в комиссии по социально-гуманитарным вопросам. И хотя я ранее предлагал включить меня в состав комиссии по городскому хозяйству, с предложением Юрия Васильевича согласился — желающих курировать медицинскую отрасль среди депутатов не оказалось. В процессе деятельности выяснилось, что из девяти «списочных» депутатов активно работают в комиссии всего 4 или 5.

НЕМНОГО НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ

В медицине Севастополя на момент объявления независимости Украины трудилось более 11 тысяч человек. Спустя два десятилетия штатное расписание рассчитано на семь с небольшим тысяч специалистов. Но это в теории, а в реальной жизни — работает около четырех тысяч: укомплектовано чуть более половины штатной потребности. Кстати, в Крыму в отрасли здравоохранения трудится 40 тыс. человек. Среди работающих — около 40 % пенсионеры, которые, как правило, на пенсии далеко не первый год. Такая ситуация особенно характерна для участковых врачей.

Состояние зданий и помещений больниц, поликлиник и амбулаторий, их техническое оснащение медоборудованием порой критическое. Мало спасает положение и то, что в прошлом году флагман севастопольского здравоохранения — горбольница N 1 им. Н.И. Пирогова — получила новый корпус с современным медоборудованием: до сего дня он в полную силу практически не функционирует. То есть повод для бравурных докладов власти об «улучшении медотрасли на 70 миллионов гривен» есть, а для врачей и пациентов нового корпуса на самом деле нет.

Увы, но эта стройка (полноценным медицинским объектом ее назвать до сих пор невозможно) ярко демонстрирует серьезность ситуации в севастопольском здравоохранении: разговоры на самом высоком уровне о приоритетности здравоохранения остаются «декларациями о намерениях». Зарплата медиков практически самая низкая среди работников отраслей экономики и социальной сферы. Системы обеспечения жильем нет. Даже обещанных земельных участков для строительства жилья так и не предоставляют. Соцпакет для медработников — минимальный. Нагрузка (вспомним заполненность штатов) — почти двойная.

Реформирование отрасли так и не вышло из стадии разговоров, которые особенно обостряются незадолго до и в период выборов.

А РУКОВОДИТЕЛИ КТО?

К слову, в Севастополе всей отраслью руководит управление здравоохранения, состоящее из шести человек, трое из которых — экономист, секретарь и кадровик… Районные отделы здравоохранения давно ликвидированы. У меня вопрос: так кто же будет реформировать севастопольское здравоохранение — анализировать ситуацию, предлагать здравые идеи, воплощать их в конкретную практику?.. Добавьте сюда остаточный принцип финансирования отрасли — и диагноз во всей нерадостной полноте!

Как управленец со стажем в десятилетия, смею утверждать: в том, что в больницах постоянно нет самого необходимого (лекарств, бинтов, мыла), дефицит обслуживающего персонала, — во многом вина управленцев. Которых, к слову, точно установить даже мне затруднительно: кто конкретно отвечает за весь комплекс вопросов, связанных с отраслью здравоохранения, за ее развитие, реформирование и т. д.?

Вот пример: севастопольская медицина включает и медицинские объекты Черноморского флота, ВМС Украины, Службы безопасности, МВД, сеть частных медицинских заведений. Кто же и как координирует их работу? Практически — никто. Хотя работают они на территории, подконтрольной Севастопольскому горсовету. В горсовете же даже специальной профильной постоянной комиссии нет. Я в единственном лице и инициатор, и координатор, и исполнитель.

А в исполнительной власти кто же ответственный? Об управлении здравоохранения и его «мощности» я уже говорил. Из замов председателя горгосадминистрации за три последних года кураторами отрасли были: Ирина Цокур, Сергей Савенков, Артуро Бабенко, Федор Рубанов и Дмитрий Белик. А ведь только одно перечисление проблемных объектов севастопольского здравоохранения удручает: психиатрическая больница, тубдиспансер, бывшая портовая поликлиника, бывшая психоневрологическая поликлиника, ныне переименованная в отделение психиатрической больницы, урологическое отделение 1-й горбольницы, 6-я больница и еще добрый десяток зданий и помещений элементарно не отвечают ни нормативным требованиям, ни элементарным жизненным правилам для нахождения больных…

КАДРЫ, КОТОРЫЕ РЕШАЮТ

Кадровый вопрос, по утверждению классика, — один из определяющих. Севастопольская медицина всегда была сильна кадрами. Не исключение и нынешний период: Владимир Толь стал почетным гражданином Севастополя; Алевтину Куприянову, Олега Малышева, Александра Погуляя и Владимира Курилова наградили дипломами и знаками «За заслуги перед городом».

Но… В целом отрасль стареет изо дня в день: молодые специалисты-медики неохотно идут работать в коммунальные лечебные заведения. При зарплате 1400 гривен, при обещании «жилья нет и не предвидится», при условиях труда, зачастую далеких от нормальных, при практическом отсутствии лекарств… Кто их за такое решение осудит?

Какие перспективы нас ждут? Частично ответ можно найти в проекте госбюджета на 2014 год. В нем финансирование медицины сокращается, пусть и не намного. Не будет увеличения ассигнований и в городском бюджете. А в реальной жизни придется рассчитываться еще и по старым долгам: за многие, начатые в 2013 году, ремонты объектов горздрава, придется платить из денег, предусмотренных на 2014 год. Вспомним хотя бы тот же новый корпус в горбольнице N 1. И это все на фоне задекларированного государством реформирования отрасли в целом.

Основным документом, определяющим перспективы реформирования здравоохранения Украины, является Постановление Кабинета министров Украины от 17.02.2010 г. N 208 «Некоторые вопросы совершенствования системы здравоохранения», с изменениями, внесёнными согласно Постановлению КМУ N 366 от 06.04.2011 г., подписанное Юлией Тимошенко. Документ определяет 12 основных направлений реформ.

РАЗДЕЛЯЙ И РЕФОРМИРУЙ…

Для рядовых граждан особый интерес вызывает разделение медпомощи на первичную, вторичную и третичную. Первичная — это амбулаторная помощь, предоставляемая врачом общей практики по месту жительства (семейным врачом). Вторичная предоставляется как амбулаторно, так и стационарно врачами узких специальностей. Третичная — это высокоспециализированная помощь с применением высокотехнологичного оборудования и специализированных медицинских процедур. Определены еще экстренная и паллиативная медпомощь. Такое разделение медпомощи, помимо прочего, означает различные источники финансирования.

Ст. 49 Конституции Украины определяет гарантии государства на бесплатную медицину. Гарантированный минимум бесплатной медпомощи на сегодняшний день определён постановлением КМУ N 955 от 11.07.2002 г.

Пилотный эксперимент реформирования медицинской отрасли провели в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и в Киеве. Окончательных итогов пока не подвели. Севастопольские чиновники от медицины решили, не дожидаясь окончания эксперимента, получения и изучения его результатов на уровне государства, «пилотироваться» самостоятельно. Остановлюсь только на одном из предлагаемых к осуществлению этапов реформирования — создании центров первичной медико-санитарной помощи, т.е. разделении больниц на собственно больницы и поликлиники (амбулатории) семейной медицины. Вопрос, как мне видится, до конца не продуман, и реализация этого проекта не отработана должным образом даже на бумаге. Как говорит начальник управления охраны здоровья СГГА Виктор Пологов, главной задачей проекта будет подготовка общества к работе медучреждений и людей в условиях страховой медицины. Вопрос: чем же руководствоваться при этом? Закона Украины об обязательной страховой медицине нет, и его принятие ожидается только лишь в 2015 году. Так чем же нужно руководствоваться? Мифами, слухами, сказками чиновников? Или лучше дождаться результатов процесса?

Возможно, эксперимент, пилотно проводимый в областях, прекрасен, закон, определивший реформу медицины в этих областях, — тоже. Но он ведь действует только на территории четырех регионов Украины и только до 2014 года. Другого закона я не знаю. Закон Украины от 07.07.2012 г. N 3611-VI определяет, какой должна быть медицина в Украине — и не более.

Решение распространить действие закона Украины N 3612-VI «Про порядок проведення реформування системи охорони здоров’я у Вінницькій, Дніпропетровській, Донецькій областях та у місті Києві» на все регионы Украины еще не принято, т. е. результаты эксперимента по реформированию медицины в Украине пока не обобщены и не распространены для руководства и применения на всей территории страны.

КТО И КАК НАС РЕФОРМИРУЕТ?

Что же Севастополь делает в направлении реформирования городской системы здравоохранения? Уже преобразовали станцию «Скорой помощи» в центр экстренной медицинской помощи. Поменяли вывеску. Что это дало — оценивать севастопольцам. В целом же нормально разработанной, грамотно просчитанной, социально обоснованной программы реформирования городской системы охраны здоровья нет и, смею считать, в обозримом будущем не будет. Потому что пока у чиновников нет понимания алгоритма и человеческого ресурса сделать главное для любой программы — посчитать, во что (финансово) обойдется городу эта реформа?

Далее программа должна отвечать на вопросы, что же представляет собой само реформирование: создание всех видов медицинской помощи населению с их классификацией (первичная, вторичная и третичная) с указанием, где будет платная, а где ещё останется и бесплатная медпомощь, кадровая политика с указанием зарплат медперсонала и их социальных пакетов. Кто, как и каким образом будет осуществлять диспансеризацию населения и в какие сроки? Кто и на каком уровне будет нести ответственность и на каких этапах реформирования?

Настаиваю на том, чтобы все эти вопросы были вынесены на обсуждение широкой общественности.

А то, что предлагают местные чиновники сейчас, — это пародия на попытку реформирования. Приведу пример из повседневной жизни. Создали амбулаторию семейной медицины в микрорайоне ул. Шевченко. Казалось бы — шаг вперед. На самом деле — этот объект здравоохранения не обеспечен диагностической аппаратурой, в помещениях холодно, укомплектованность врачами и медсестрами — самая низкая в городе, хозяина, болеющего за и обеспечивающего это заведение, практически нет.

Предполагается создать в Севастополе 5 центров первичной медико-санитарной помощи. По сути, разделить существующие больницы, отделив из них поликлиники. То есть было одно самостоятельное коммунальное заведение — больница-поликлиника, а станет два самостоятельных коммунальных заведения. В проектах решений указано: «Создать коммунальное заведение Севастопольского городского совета «Центр первичной медико-санитарной помощи N ___». При этом ничего не говорится: где, за счет чего, откуда финансирование, штат работников и где их брать? Как организационный шаг это «решение» — просто никакое.

МОИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Исходя из всего вышеизложенного, как человек, воочию наблюдающий происходящее и регулярно со всеми этими проблемами непосредственно соприкасающийся, призываю руководство Севастопольской гор-

госадминистрации срочно включиться в процесс реформирования системы здравоохранения города. И начать с главного: реформировать само управление охраны здоровья СГГА. Мне кажется, что на сегодняшний ответственный момент — это самый слабый орган управления в системе администрации. Всего шесть человек, из которых только трое медработников, вряд ли справятся с огромным грузом задач как по оперативному управлению отраслью, так и предстоящему реформированию ее. В этом управлении нет даже специалистов в достаточном количестве для обработки нормативных документов. В управлениях информационной деятельности, коммуникаций с общественностью, национальностей и религий СГГА работает в разы больше людей, чем в управлении здравоохранения.

Право же, я обоснованно опасаюсь, что назойливо навязываемая нам горздравом абсолютно непродуманная реформа отрасли из «пилотируемой» очень быстро станет «катапультируемой», а то и вовсе — самоликвидируемой. Ладно, если бы для одного только горздрава, а то ведь речь идёт о дальнейшей судьбе всей нашей севастопольской громады!..

Обращаюсь к медикам, ко всем севастопольцам: примите активное участие в обсуждении проблем в деятельности медицинской отрасли и выскажите свое мнение, дайте свои предложения по реформированию.

Обращайтесь, пожалуйста, ко мне, как к депутату горсовета и куратору отрасли.

Контакты: 99011, Севастополь, ул. Ленина, 3.

99008, Севастополь, ул. 6-я Бастионная, 46, офис 3.

E-mail; erm-if@mail.ru

Иван ЕРМАКОВ, депутат Севастопольского городского совета.

* * *

Иван Федосович, без сомнения, затронул темы, которые касаются каждого горожанина. Каждого, без всяких там исключений. Возможно, кто-то согласится с каждым словом депутата, а у кого-то найдутся возражения.

Давайте вместе обсуждать проблемы. И озвученную И. Ермаковым, и те, которые предложат горожане.

До следующей пятницы.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ