Гни свою линию, парень, пока ты не в бронзе!

Гни свою линию, парень, пока ты не в бронзе!

Открылась выставка Анатолия Дыманта «Линии».ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ПРЕДУБЕЖДЕННЫХ

Это не репортаж. Это — утренний крик подгулявшего буревестника в пустыне. Не ждите от автора объективности. Он будет делать все в точности… до неузнаваемости. На этом и стоим.

Но вы всё-таки спросите об информационном поводе. Обязательно спросите. Он, несмотря на то, что сочинитель сего текста сразу же открестился от лавров репортера, присутствует. Так что оставим лирику в покое, хотя бы на время. Для тех, кому лень читать весь этот сумбур до конца, — «коротко о главном», как любят говорить телеведущие. Впрочем, те, кому лень читать, в экспозиционные залы не ходят, а речь у нас пойдет именно о художественной выставке. И тем не менее…

ПО СУТИ

— Что?

— Выставка «Линии» молодого севастопольского художника Анатолия Дыманта.

— Где?

— В выставочном зале Севастопольского отделения Национального союза художников Украины (НСХУ). Это на улице Репина, дом N 21. Добраться очень просто. От Центра занятости вниз — полторы сигареты, а для некурящих — 3-4 минуты. Справа по курсу будет большая вывеска, так что не промахнетесь.

— Когда?

— Открылась выставка 29 января, а закроется в первый день весны, если, конечно, не случится до этого момента ничего сверхъестественного…

ЛИРИЧЕСКОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Дальше — для тех, кому это чтиво еще не опротивело. Собственно, почему автор так «завелся» и вместо того чтобы за 15 минут выплеснуть стандартный отзыв об очередной экспозиции, полночи изводил бумагу, как ненасытный юноша молодую жену. Тут все просто. Как и всегда в нашей стране (россияне и белорусы, не радуйтесь — у вас то же самое), все дело в личной заинтересованности.

Что мы знаем о художнике, выставку которого анонсируем? Ему нет еще тридцати. Когда он заходит в помещение, все присутствующие дамы невольно начинают краснеть от смущения, а их спутники сомнительной наружности и комплекции багровеют от зависти и злобы.

Ему нет еще тридцати, а он уже принял участие в полусотне выставок. Нет, не у нас в городе. Вернее, не только у нас в городе. Работы этого самого Анатолия Дыманта экспонировались в Одессе, Киеве, Москве, Петербурге, Братиславе, Берлине и Копенгагене… Можно, кстати, и дальше перечислять, да боюсь, что «жаба задавит». Не меня, так ближнего.

Ему нет еще тридцати, а он уже вступил в Национальный союз художников. И послужной список у него, как у мэтра с долгой творческой биографией. Это при том, что у нашего героя нет профильного образования…

Стоп! А тут-то мы и подобрались к той самой «личной заинтересованности». Так уж сложилось исторически, что Анатолий Дымант, равно, как и автор этих не совсем адекватных строк, по специальности — физик. Более того, мы с ним учились в одном и том же университете, только на разных курсах — «птенцы гнезда профессора Веселкова». Ни я, ни Анатолий не стали светилами науки.

Оба последовали завету вождя мирового пролетариата — «пошли другим путём». Я научился более или менее связно излагать свои мысли на бумаге, а он стал настоящим художником. Ключевое слово — «настоящий».

О ВЫСТАВКЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО… И БЕЗОТВЕТСТВЕННО

Да и не попал бы я на эту выставку, если бы накануне на переполненной площади, пестрящей флагами и политическим лозунгами, не встретил самого Дыманта.

— Завтра в 16.00 открываемся. Придешь?

— А почему бы и нет?

И не соврал, что бывает нечасто. Пришел. Будучи окончательно вымотанным «последними известиями» (которые, хоть в лепешку расшибись, становятся предпоследними спустя пару минут), честно говоря, предполагал сделать о новой экспозиции короткую информацию. Мол, когда говорят пушки, музы молчат.

Но вот вошел в выставочный зал, и закрутило, и понесло… Вот именно ощущение некоего кружения возникает, когда смотришь на эти полотна. Недаром несколько работ, написанных на всеукраинском пленэре «Арт-концепт» в Алуште, Анатолий посвятил именно круговому движению в разных плоскостях (все-таки образование физика дает о себе знать).

Вообще примерно половина картин (а всего их в экспозиции 21) выполнена в очень строгой и аскетичной манере. Вместо разноцветных брызг, столь любимых нашими авангардистами, — четкие жесткие, можно сказать, математически выверенные линии. Невзирая на весь этот минимализм и кажущееся «зауми», при внимательном рассмотрении расшифровать можно каждое полотно. Главное — не торопиться и воспринимать картины именно в том порядке, который предложил автор.

Анатолий Дымант рассказал мне: «Экспозиция построена таким образом, чтобы зрители, проходя по залу, впадали в некий транс. Честно говоря, большая часть из представленных здесь произведений и писалась в каком-то медитативном состоянии. Основной корпус работ создан в течение 2013 года. Я как раз начал пробовать себя в новой манере, где основой являются не цвет, не сюжет, а линии (отсюда и название выставки). Это чем-то напоминает традиционную китайскую живопись, но, конечно, с местным колоритом».

Да уж, чего-чего, а колорита местного здесь предостаточно. Если минут 10-15 ходить по выставочному залу в окружении этих картин, можно почувствовать запах никогда не просыхающей, как заправский пьянчужка, пристани маленького припортового городка, запах подгнивших водорослей, выброшенных на берег, услышать штормовой рев помутневшего от злости моря, увидеть, как сквозь тяжелые черные тучи пробивается последний луч…

Впрочем, для того чтобы всей этой психоделией проникнуться, нужно обладать определенной степенью безумия, а у нас пока еще попадаются люди с идеальным психическим здоровьем. Об этом — ниже…

НА ПОРЯДОК ВЫШЕ

То, что вы прочтете далее, — документальная зарисовка с открытия выставки. Пока художник нервничал (а это очень важное и ответственное занятие, без которого любая премьера может провалиться) и очень хлипким штопором пытался открыть бутылки, предназначенные для легкого фуршета, в зале стали появляться посетители — художники, журналисты… и люди. В означенный час началась традиционная и, надо отдать должное организаторам, не слишком пафосная церемония.

Представил Анатолия Дыманта председатель Севастопольского отделения НСХУ Иван Грищенко. Известный мастер очень корректно, без высокомерия, но и без наигранной восторженности отозвался о своем молодом коллеге: «В прошлом году мы приняли Анатолия в наш союз, и я не жалею об этом. Дымант — очень смелый, самостоятельный, самобытный художник. Конечно, он ищет себя — это вполне нормально. Конечно, не все удается, где-то хромает техника — и это тоже нормально. Главное, что мы видим, как стремительно развивается автор. Ему присуще состояние творческого непокоя. И мне очень приятно, что именно эта выставка стала первой в новом году».

«Ну и так далее», как любил говаривать Велемир Хлебников. Все прочие выступавшие говорили примерно то же самое, только в иной стилистике. Из контекста выбилась лишь одна реплика, которая меня одновременно и позабавила, и огорчила. Привожу текст почти дословно: «Мне не совсем понятна эта выставка. Слишком у вас, Анатолий, свободная свобода! А мы видим, к чему она привела на Майдане…»

Черт возьми, подумалось мне. Надеялся хоть здесь от политики укрыться, так нет же — опять!» Но тут я заметил, что этот неудачный каламбур пропустили мимо ушей все, кроме меня. Значит, не все еще потеряно и есть что-то кроме погони за деньгами и властью, баррикад и неуправляемой агрессии. Значит, выживем. Благодаря художникам (в широком смысле) и выживем…

P.S. Короткое обращение к автору выставки

Анатолий, как однокашника поздравляю тебя с тем, что ты сдал очередной экзамен. Отметку поставят те, кто придет и посмотрит. А ты гни свою линию, парень, пока не стал классиком.

Поймут не все. С этим нужно смириться. Главное, помни: те, кто не понял, просто ничего не смыслят в точных науках, знание которых очень полезно любой мыслящей человеческой особи…

Фото В. Докина.

Другие статьи этого номера