Код Якова Басова

Код Якова Басова

2 февраля исполнилось 100 лет со дня рождения народного художника Украины Якова Басова. В связи с этим во многих городах Крыма (а именно с этим полуостровом связаны основные этапы творчества мастера) прошли семинары и выставки, на которых были представлены лучшие работы живописца. Севастополь в этом смысле стал рекордсменом — в городе запланированы три экспозиции, включающие в себя более сотни картин юбиляра. Первая из них открылась в Севастопольском художественном музее имени М.П. Крошицкого.Куратор выставки Павел Хлебовский рассказал: «В наших фондах хранится более 700 работ Якова Александровича Басова. Большая часть из них — подарок автора. Ещё 100 полотен музею передел известный крымский коллекционер — профессор Виталий Голубев. То есть материала очень много, поэтому подбирать картины для юбилейной выставки было не так-то просто. Скажу честно: я опирался на свой личный вкус. Постарался разместить в двух наших выставочных залах те картины, которые демонстрируют творчество Якова Александровича с разных сторон. Работы выдающегося художника не похожи друг на друга, их объединяет одно — высокий градус эмоционального напряжения».

Действительно, очень явственно ощущается, что сущность каждого холста не в предметах, изображенных на нем, и даже не в игре цвета, а в том настроении, которое автор пытался передать через свои картины. Импульсивность, страсть, умение с помощью красок и кисти выражать «души прекрасные порывы», беззаветная любовь к собственному делу и вера в собственное предназначение — вот те «ингредиенты», из которых состоит чудесный эликсир под названием «живопись Якова Басова». Не случайно художник всегда отдавал предпочтение акварели — это, пожалуй, единственная техника, которая позволяет отобразить самые тонкие мимолетные эмоции. Сын мастера, Александр Басов, вспоминает: «Перед каждой новой работой отец волновался, как студент, как будто до этого он ничего не писал. Каждый раз он ставил себе задачу преодолеть новую планку, подняться на новую ступень. Его главная цель — добиться максимальной выразительности. Это понятие он ценил превыше всего. Эмоции, доведенные до крещендо, я бы так сказал. Именно поэтому он отошел от масла и отдал предпочтение акварели. Масло — статично. Можно положить мазок и пойти завтракать. Акварель же дает свободу для импровизации».

Творчество Якова Басова — это то самое искусство, которое способно будоражить, наводить на размышления, вызывать воспоминания о чем-то очень личном и сокровенном, утешать, но ни в коем случае не может оставить зрителя равнодушным. Многие полотна, представленные на юбилейной выставке в музее имени М.П. Крошицкого, проникнуты какой-то светлой печалью, щемящей чеховской интонацией. Конечно, это мое субъективное мнение, но, как оказалось оно не лишено оснований. «Отец обожал Чехова, Толстого и Паустовского. Конечно, любовь к русской литературе не могла не отразиться на его творчестве. Но, наверное, даже в большей степени на Якова Александровича влияла классическая музыка — Дебюсси, Рахманинов, Шуман и многие другие. Когда отец работал, он постоянно слушал этих композиторов. Мне, кстати, вспомнился интересный случай. Когда известный дирижер Натан Рахлин увидел одну из картин, на которой были изображены такие грустные деревья в разливе, он воскликнул: «Это же Баховская месса, написанная акварелью! Отец, кстати, подарил музыканту эту работу, она сейчас хранится в Мисхоре, в музее Рахлина».

Следует отметить, что сын Якова Басова, Александр, высоко оценил уровень подготовки экспозиции, размещенной в стенах Севастопольского художественного музея. По его мнению, картины подобраны таким образом, что даже тот человек, который с творчеством мастера знаком не был, сможет в полной мере ощутить силу, заложенную в каждом движении кисти художника.

Выставка продлится до 17 февраля — время еще есть, так что не упустите свой шанс…

На снимках: работы Я. Басова.

Фоторепродукции В. Докина.

Другие статьи этого номера