Старший мичман боевых дельфинов

Старший мичман боевых дельфинов

Как краснодеревщик помогал дельфинам диверсантов ловить.«ХОЧУ НА КРЕЙСЕР!»

Родился Валерий Митрохин морозным утром 2 февраля 1951 года в Ровенской области. В 1954-м семья переехала в Хмельницкую область. В школе учился неплохо и без особого труда поступил в Киевское ремесленное училище N 16. Выучился на столяра-краснодеревщика и вернулся по месту жительства работать на мебельной фабрике. Не успел втянуться в работу, как пришла повестка из военкомата. Но Валера решил не пешком пойти в военкомат, а повыпендриваться перед сверстниками — приехать на мотоцикле. Машина «ИЖ-49» была довольно ветхой. И по пути «искра в землю ушла». Пока Валера возился с заглохшим мотоциклом, пока добирался до военкомата, медкомиссия уже работу завершила.

Военком с докторами успел отобедать, чарку опрокинуть. Он сурово спросил у юноши, что его привело в столь поздний час в военкомат. Оправдания призывника слушать не стал, приказал на следующий день явиться с родителями — как злостному уклонисту от воинской службы. А в те годы по статье до трех лет схлопотать можно было. Мать Валерия дома отругала за мотоцикл, но в военкомат пошла. По дороге легенду придумали. У Митрохиных хозяйство большое: гуси, коровы, свиньи. Рассказали военкому, что корова загуляла — ее нужно было вести к быку в соседнюю деревню. А кто ж поведет, как не сын? Военком смеялся искренне. Во как совпало — тут вам и призыв, и корова негуляная. Но дал отсрочку Валере на полгода, пообещав отправить его служить туда, куда Макар телят не гонял.

Оказалось, что Макар не гонял телят на Черноморский флот. Уже по новой повестке Валерий прибыл на сборный пункт в Шепетовку. Команду 120-А возглавили капитан 3 ранга и мичман. Вот они-то и сопроводили новобранцев к месту службы в экипаж. Так Валерий Митрохин впервые море увидел в городе-герое Севастополе. В учебном отряде имени адмирала Октябрьского прошел школу молодого бойца, но краснодеревщика сразу командиры заприметили и загрузили его работой по специальности. Учебный отряд шефствовал над пионерскими лагерями «Алсу-1» и «Алсу-2». В преддверии летнего сезона большую группу матросов отправили приводить в порядок территорию. Валере досталось мебель ремонтировать. Позже помогал завхозу, был пионервожатым. Райская жизнь у моряков — почти полгода.

Да только приказ командующего пришел — вернуть весь личный состав на корабли. Не хватало служивого люда на флоте. Исключение сделали только для желающих поступать в школу техников. Митрохин мечтал о погонах и подал рапорт в эту школу. Экзамены сдал успешно: сочинение о защите Отечества и математику не больно сложную. Курс набрали — 312 человек. Но к выпуску пришли только 121. Остальных отчислили за неуспеваемость, за самоволки и другие нарушения дисциплины. Пришло время распределения, и предложило командование Митрохину в Горький ехать — на завод, где в те времена строили экранопланы. Но Валерий предпочел остаться на флоте. Комиссия вопрошает: «И куда же вы, товарищ мичман, хотите идти служить?» Глянул Митрохин в окно, а там в бухте на бочках стоит красавец-крейсер «Адмирал Ушаков». «Хочу на крейсер!» — сделал выбор Валерий. Так и определилось его первое место флотской службы в качестве мичмана. Освоил заведование радиолокационной станции и был на хорошем счету у командира.

А в ту пору горячая обстановка была между Израилем и Египтом. Советские десантные корабли везли в Египет новейшую боевую технику. Крейсеры играли роль охранения. На кораблях даже роты десантные были сформированы для обеспечения беспрепятственной разгрузки военного груза на берег в Александрии. По ходу дела крейсер еще и обеспечивал боевую подготовку средиземноморской эскадры — таскал за собой щит-мишень для артиллерийских стрельб. И мишень эту пришлось делать Митрохину. С задачей он справился отлично. А походы в Средиземку тянулись по нескольку месяцев — времена года в Севастополе успевали смениться. Артиллерийские крейсеры свою задачу выполнили, и командование их определило на отстой у стенки в Севастопольской бухте. Надолго ошвартовался там и крейсер «Адмирал Ушаков». Мичмана же Митрохина судьба позвала в отряд подводных пловцов.

ЗНАКОМСТВО С ДЕЛЬФИНАМИ

Отработку задачи по борьбе за живучесть корабля личный состав крейсера «Адмирал Ушаков» проходил на специальном полигоне на Константиновской батарее. В широкие поддоны наливали солярку и поджигали. А потом матросы учились тушить пожар, работать с огнетушителями, с пожарными рукавами. Валерий с матросами крейсера многократно бывал на полигоне, познакомился с его личным составом, подружился. И вот мичману Митрохину как-то предложили перейти в 102-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС Черноморского флота, базировавшийся на той же Константиновской батарее. Противодиверсионная служба требовала в совершенстве владеть подводным снаряжением. Пришлось осваивать новое для себя дело. Совершил учебные спуски, какие были положены по инструкциям. А тут еще выяснилась сверхсекретная подробность о том, что вместе с людьми в отряде служат еще и дельфины. Так мичман Митрохин стал еще и инструктором-тренером дельфинов. В группу спецназначения входили командир, заместитель, 4 мичмана, 2 матроса. В распоряжении группы находился водолазный катер.

Дельфины афалины уже прошли курс обучения и могли выполнять большой набор упражнений. Умели здороваться плавниками, ходить на хвосте, кружиться по вольеру. Любой предмет, оброненный в воду, человеку подавали. Хоть в цирке выступай! Но у них иная задача: они должны обнаруживать диверсантов и даже проводить задержание. За это они получали пяток вкусных ставридок. На дежурство дельфины заступали на 4 часа. И только натощак. Сытые животные работать не очень любят. Отряд входил в третью линию охраны главной базы флота. У входа в бухту постоянно дежурил тральщик с включенными акустическими станциями наблюдения за подводной обстановкой. Во второй линии несли службу подводные гидроакустические буи вдоль побережья в сторону Учкуевки. А третья линия оставалась за 102-м отрядом и боевыми дельфинами.

Боевой дельфин мог носить на себе снаряжение. Это либо захват, либо оружие. Но оружие в отряде почти не практиковалось по ряду причин. Находящийся в вольере дельфин при обнаружении диверсанта подает сигнал нажатием на резиновую грушу. Тренер открывает калитку, и снаряженный дельфин уходит к цели. На носу у него закреплен захват-паук. Дельфин тычется мордой в диверсанта — захват срабатывает, локализуя противника. На поверхность всплывает буй с фалом. Водолазам на катере остается только поднять на борт «улов». А дельфин возвращается в вольер за порцией ставридки.

И СНОВА ЗОВЕТ КРЕЙСЕР

В 1989 году судьба вновь позвала мичмана Митрохина на крейсер. Теперь уже на новостроящийся ракетный крейсер «Червона Украина». Он был спущен на воду в Николаеве в 1983 году, а вступил в строй 29 октября 1989 года. Это был третий корпус проекта крейсеров 1164.1. «Атлант». Точно такой же, как и нынешний флагман ЧФ ракетный крейсер «Москва» (первый корпус проекта). А второй корпус на заводе спустили на воду под названием «Маршал Устинов». Четвертый корпус при закладке получил название «Адмирал флота Лобов». Сейчас под именем «Украина» он находится недостроенным на верфи в Николаеве.

В Севастополе крейсер «Червона Украина» с бортовым номером 031 и с экипажем в 500 человек (из них 60 — офицеры) сдал все испытания и вышел к месту постоянной дислокации — в город Петропавловск-Камчатский. Переход из Севастополя занял ровно 40 суток ходом 18-20 узлов. Был один заход во Вьетнам для пополнения запаса продуктов питания и топлива. 5 ноября крейсер встал на рейде Авачинской бухты — причал для него еще не был готов. В Петропавловске-Камчатском крейсер сразу полюбился. Ему даже дали ласковое название — «Хохлушка». Корабль сдал все полагающиеся задачи и готовился идти с визитом в США. Но прежнее название уже показалось командованию неуместным для визитера. И ушел за океан другой корабль — «Пантелеев». А «Червону Украину» переименовали в «Варяг» с местом постоянного базирования в порту Владивосток. В 2002 году крейсер «Варяг» стал флагманом Тихоокеанского флота. Шефство над ним взяли Русская православная церковь и Тульская область.

А старший мичман Валерий Митрохин вернулся к семье в Севастополь. Здесь он вновь был назначен в 102-й отряд, но уже командиром противодиверсионного катера. Экипаж — 4 человека. На борту — гидроакустическая станция и штатный гранатомет. Прослужил в отряде с 1992-го по 1995 год. Но вскоре необходимость в брандвахтенном катере отпала. И мичмана Митрохина назначили боцманом на крейсер «Михаил Кутузов». Шесть лет, по 2001 год, прослужил Валерий Александрович на «Кутузове». Здесь и закончил службу. Успел отдоковать крейсер. Последним отдал швартовы и проводил корабль, когда крейсер уходил в Новороссийск к месту постоянного базирования — уже в качестве музея.

Каждый год в День Победы старший мичман Митрохин марширует в праздничной колонне с сослуживцами по крейсерам «Адмирал Ушаков» и «Михаил Кутузов». Рядом с Валерием Александровичем уже много лет идет его внучка Анна…

На снимках: мичман Митрохин; Валерий Митрохин с внучкой на параде.

Другие статьи этого номера