Портофлот штормит и лихорадит

Портофлот штормит и лихорадит

Через полгода Севастополь может лишиться морских пассажирских перевозок. Об этом городским средствам массовой информации в очередной раз напомнил начальник портофлота города Павел Погорлюк.О тяжелом финансовом положении предприятия давно известно. Фактически оно работает за счет последних ресурсов. Главная причина — несоответствие установленного тарифа фактической стоимости проезда на катерах. Усугубляет положение несвоевременная выплата дотаций перевозчикам из бюджета, предусмотренная договором.

«На сегодняшний день Севастопольский морской торговый флот находится в трудном финансовом положении. Предприятие обслуживает большое количество льготных категорий граждан. Их доля составляет около 40%. К тому же действующий тариф на перевозку не поднимался с 2008 года. За 6 лет многое изменилось. Выросла стоимость топлива, увеличились затраты на ремонт и так далее.

В настоящее время из 10 катеров, находящихся на балансе портофлота, функционируют всего пять. Остальные стоят на базе в ожидании ремонта. К сожалению, средства на его осуществление отсутствуют полностью», — сказал Павел Погорлюк.

По словам чиновника, себестоимость проезда в катерах на сегодня составляет 4 гривны. Причем это — минимальная сумма для того, чтобы предприятие, как говорится, выходило «в ноль». Для того чтобы появилась минимальная рентабельность, тариф необходимо увеличивать.

Ежедневно катерами портофлота перевозится примерно 6000 человек, весомая доля из которых, как уже сказано выше, составляют льготники. Катера сжигают приблизительно 700 литров топлива в день. В денежном эквиваленте эту цифру нужно умножить на десять.

В последнее время руководство города все чаще упоминает о необходимости реформирования контрольно-кассовой системы предприятия. Проще говоря, портофлоту нужно навести порядок с продажей билетов на проезд. В частности, для этого предлагается установить турникеты, подобные тому, что действуют на причале грузопассажирского парома.

Как оказалось, задача эта непростая и в данных условиях почти невыполнимая по нескольким причинам. Во-первых, на территории причалов практически нет места для установки достаточного количества турникетов. Пассажировместимость катера составляет 250 человек. Для нормальной пропускной способности необходимо установить по меньшей мере пять турникетов. Если на Северной стороне города это возможно, то на причале у Графской пристани места практически нет, как нет и буферной зоны для накопления пассажиров. Во-вторых, существует проблема с финансами. Оборудование очень дорогое, и в нынешних условиях портофлот не способен его приобрести.

«Сегодня мы получаем от севастопольцев много жалоб по поводу больших очередей к билетным кассам. Если установить турникеты, очереди вырастут еще в два раза», — сказал Павел Погорлюк.

Бедственное положение пассажирского флота города подтверждает и директор ООО «КДЦ «Боливар» Сергей Потемкин. Данное предприятие занимается катерными перевозками параллельно с портофлотом. По его словам, на сегодняшний день вопрос стоит следующим образом: «Быть или не быть портофлоту Севастополя?» Если ничего не изменится, то в ближайшие полгода пассажирского флота может не стать. Причина — отсутствие денег на ремонт катеров.

«Мы подали свои экономические расчеты в СГГА. Сейчас там разбираются в ситуации. Тарифы, согласно закону, устанавливает администрация.

За 6 лет существования нынешнего тарифа много воды утекло. Поднялись цены на горюче-смазочные материалы, на ремонт катеров, выросли зарплаты сотрудников. Несмотря на то, что перевозчики должны дотироваться из местного и государственного бюджетов, к сожалению, дотаций в последние 8 месяцев мы не получаем. В частности, предприятие «Боливар» за этот период получило всего 80 тысяч гривен, что составляет десятую часть от суммы, прописанной в бюджете. Мое коммерческое предприятие на сегодняшний день фактически живет в кредит. Банально не хватает средств, чтобы заправить катер топливом.

Сегодня администрация нам говорит: «Наведите порядок с контрольно-кассовой службой!» (читайте в «Славе Севастополя» за 23 января материал «Городская администрация не будет дотировать портофлот, но и тарифы повышать не позволит»). Да, система не идеальна, но для того чтобы что-то изменить, нужны деньги. Многие пассажиры говорят, что не доверяют контрольно-кассовой службе. Мол, здесь нет порядка. Поверьте, порядок есть. Есть кассиры и контролеры. Мы постоянно проводим хронометражи. Причем делается это силами не только нашего предприятия, но и контролирующих органов.

У меня есть конкретное предложение. Предлагаю создать инициативную группу из числа общественных организаций и пассажиров для того, чтобы совместно провести хронометраж. Начиная с начала рабочего дня и до его окончания группа будет считать платных и бесплатных пассажиров в течение, к примеру, недели. Поверьте, в итоге люди поймут, что наши цифры соответствуют действительности. Нам нечего скрывать. Если бы не было так сложно, мы бы не кричали во всеуслышание SOS! По нашим данным, на сегодняшний день тариф на проезд в катере составляет 4,10 грн без 10% рентабельности предприятия. Понятно, что такой тариф неподъемен для пассажиров.

Сегодня ведутся разговоры, что можно установить тариф для пассажиров в размере 3,50 грн, а разницу дотировать из бюджета.

Плюс к этому мы предлагаем для социально незащищенных граждан продавать месячные проездные, цена которых будет соответствовать нынешнему тарифу. Основная нагрузка в таком случае ляжет на граждан, не имеющих проездных. В частности, на гостей города. Эти варианты рассматриваются сегодня», — рассказал Сергей Потемкин.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что у города есть всего два пути — поднять тарифы или полностью потерять морские пассажирские перевозки. Какой из этих вариантов предпочтительнее — ответ очевиден. В любом случае в нынешнем состоянии морской транспорт существовать не может. По крайней мере, полноценно.

Фото Дмитрия Метелкина.

Другие статьи этого номера