В связи с событиями на Майдане и захватом зданий органов государственной власти в Украине сегодня многие заговорили о федерализации. Такие заявления заставляют задуматься и рассмотреть этот вопрос тщательнее.По форме государственного устройства государства делятся на две группы — унитарные и федеративные. Унитарная форма государственного устройства является преобладающей в мире. Из более 200 государств большинство являются унитарными и только 28 — федеративными. Большинство государств Европы — унитарные.
Унитарным считается государство, в котором части страны (ее регионы) не имеют статуса самостоятельных государственных образований. В унитарной стране работают единая для всех Конституция, правовая система и высшие органы государственной власти. Унитарный статус Украины закреплен в статье 2 Конституции Украины: «Суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию. Украина является унитарным государством. Территория Украины в пределах существующей границы является целостной и неприкосновенной».
Федеративное государство — форма государственного устройства, в которой отдельные части государства в определенной мере являются самостоятельными государственными образованиями, субъектами федерации. Они имеют свою конституцию, свои законы, свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Наряду с этим в федеративной стране существуют общая Конституция, система власти и общее законодательство.
Возникает логичный вопрос: какая форма государственного устройства лучше? Отвечая на этот вопрос, заметим, что закономерностей нет. Успешность государства, его демократичность и уровень жизни населения не зависят от формы его государственного устройства. Есть много примеров успешных как унитарных, так и федеративных государств.
И все разговоры о том, что федерализация Украины позволит расширить права местного населения, экономическую и бюджетную самостоятельность регионов или обеспечит национально-культурные пожелания отдельных этносов или регионов, является не более чем пустой болтовней или сознательной провокацией. Все эти цели могут быть достигнуты и в пределах унитарного государства. Зато начать федерализацию означало бы переложить все проблемы с больной головы на здоровую, или, как еще говорят, «из огня да в полымя».
Как показывает история, вопрос федерализации в нашей стране возникает в острые моменты политических кризисов. Понятно, что он сразу политизируется и из предмета серьезной правовой и государственной дискуссии превращается в средство политических технологий. Его нынешняя актуализация также целенаправленная. Следовательно, предложения по внедрению федерализма в Украине не имеют ничего общего с усилением украинской государственности и решением проблем граждан.
Федерализация Украины означала бы создание в каждых двух-трех областях еще по одной Верховной Раде и Совету министров, увеличение количества местных дармоедов — чиновников, которые будут декларировать свою независимость от Киева. К тому же обязательным условием федерализации является и двухпалатный парламент. Украина пока с одной палатой с трудом себе «раду» дает. На самом деле провести федерализацию — означает безосновательно, в угоду другим, порвать Украину на куски и дать им возможность отстаивать собственные интересы за наш с вами счет.
Напомним, что инициаторы федерализации не говорят, как она должна проходить. Сейчас в состав Украины входят 24 области, два города республиканского значения — Киев и Севастополь, а также Автономная Республика Крым. Политики не указывают, кто станет субъектом федерации — каждая область или их (области) поделят по распространенному в Украине принципу «западные» — «восточные» — «южные» — «северные» — «центральные». А может, по принципу «как захотелось»?
Согласно нормам Конституции, федерализацию можно осуществить, только внеся изменения в Основной Закон. Для этого соответствующий законопроект должен быть подан в Верховную Раду Украины президентом Украины или не менее чем 300 народными депутатами (двумя третями от конституционного состава Верховной Рады Украины) и принят не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады Украины. После этого результаты голосования еще следует утвердить на всеукраинском референдуме. Такие строгие правила делают проведение федерализации практически нереальным. К тому же придется изменить подавляющую часть законодательства Украины. Как видим, федерализация — это очень дорого.
Впрочем, мы должны понимать самое главное: ни одна нормальная федерация не образуется раздиранием унитарного государства, а осуществляется лишь путем постепенного объединения на определенных условиях автономизма ранее независимых, но родственных квазигосударственных образований. Федерация — первый шаг к единому унитарному государству, а не наоборот. Украина путь объединения частичных территорий уже прошла, а поэтому нам нет никакого смысла ломать целостное тело государства.