Мы все потребители

15 марта 2014 года исполняется 52 года со дня учреждения Всемирного дня прав потребителей.Высокий уровень защиты прав потребителей — это условие безопасной и здоровой жизни каждой семьи, каждого человека.

Так, в 1962 году впервые были определены понятие «потребитель» и четыре права потребителей: на безопасность, качество товаров и услуг; на достоверную информацию о них; право быть услышанным в случае выдвижения потребительских претензий; право защищать свои потребительские претензии в суде.

Госпотребинспекция в Севастополе, кроме полномочий и функций по контролю за качеством продукции, соблюдением требований по безопасности продукции, правил торговли и предоставления услуг, дополнительно осуществляет функции государственного рыночного надзора за соблюдением технических регламентов, стандартов, норм и правил как в сфере розничной, так и оптовой торговли и на производстве. Для эффективного обеспечения прав граждан как потребителей госпотребинспекцией в Севастополе систематически осуществляется контроль и анализируется состояние вопросов относительно качества и безопасности товаров, работ, услуг на потребительском рынке города. Особенно таких групп товаров, как хлебопродукты, мясные и молочные изделия, алкогольные напитки и табачные изделия, товары детского ассортимента, бензин, жилищно-коммунальные и гостиничные услуги.

Большое внимание уделяется проверкам организации питания и размещения в детских учреждениях оздоровления и отдыха. Запланированы и осуществляются мероприятия в связи с проводимым оздоровлением детей в детских лагерях нашего региона. Ведется постоянный контроль за работой санаториев, домов отдыха и других заведений. Как свидетельствует практика реализации контрольных мероприятий по защите прав потребителей в городе, более 50% субъектов предпринимательской деятельности из числа проверенных в сфере торговли, ресторанного хозяйства и услуг нарушают законодательно закрепленные права граждан как потребителей. Потребительский рынок продолжает насыщаться некачественными, небезопасными для жизни и здоровья людей продуктами питания. Допускаются нарушения порядка предоставления платных услуг населению предприятиями, изготавливающими и поставляющими металлопластиковые и столярные изделия, выполняющими индивидуальные заказы по изготовлению мебели, занимающимися строительными работами.

Не в полной мере реализуется право потребителей на предоставление им необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о товарах, работах и услугах. Таких нарушений установлено 570. В их числе — реализация товаров не с полной маркировкой, без ценников либо с ними, но не содержащими предусмотренных инструкцией сведений.

Количество обращений граждан по вопросам защиты своих прав постоянно растет. За отчетный период поступило около 4 тысяч обращений. Только у 30% потребителей отсутствуют основания для удовлетворения их требований, но и в этом случае им дается квалифицированная консультация о том, как устранить проблему.

Неудовлетворенность севастопольцы выражают и по качеству предоставленных услуг предприятиями жилищно-коммунальной сферы, что подтверждается анализом рассмотренных заявлений: 30% от общего количества — это жалобы на качество услуг таких предприятий, как «Севтепло-энерго» и «Севгорводоканал», рэпы города. В 70% случаев удовлетворены жалобы потребителей по этому направлению.

По результатам рассмотрения обращений возвращено потребителям около 200 тыс. гривен. Это не считая тех случаев, когда потребителям осуществляется замена некачественного товара на аналогичный качественный либо бесплатно устраняется дефект.

Специалисты госпотребинспекции в Севастополе особое внимание уделяют заявлениям потребителей, поступившим от социально незащищенных групп населения: участников Великой Отечественной войны, инвалидов, пенсионеров. При рассмотрении обращений специалисты руководствуются только принципом максимальной поддержки потребителей. Анализ проведенной работы показал, что за истекший период в 88% случаев полностью удовлетворены жалобы потребителей, а оставшееся количество — это повторные или те, которые не входят в компетенцию инспекции.

Особый блок вопросов — это контроль за исполнением законодательства о рекламе. По результатам проводимой работы создан механизм взаимодействия с районными администрациями, рекламодателями и распространителями рекламы. Если в прошлые годы большинство жалоб потребителей касалось неудовлетворительного качества товаров, купленных на рынках города, то сейчас ситуация меняется в лучшую сторону.

Так, в 2012-м и 2013 годах госпотребинспекцией в Севастополе проведено более 1800 контрольных мероприятий, вынесено постановлений на сумму 1 млн 600 тыс. грн, в том числе:

— предусмотренных ст. 23 закона Украины «О защите прав потребителей» на сумму 929 тыс. грн;

— за нарушение законодательства о рекламе на сумму 304 тыс. грн;

— предусмотренных ст. 44 закона Украины «О рыночном надзоре и контроле непродовольственной продукции» на сумму 216 тыс. грн.

Забраковано и снято с реализации продукции на 4 млн 890 тыс. грн.

Для улучшения состояния дел по защите прав потребителей госпотребинспекцией в Севастополе разработана и сессией Севастопольского городского совета утверждена региональная программа защиты прав потребителей на 2012-2015 годы. В настоящее время функционирует общественная приемная. С целью координации деятельности по вопросам защиты прав потребителей заключены меморандумы о сотрудничестве с различными общественными организациями, Севастопольским советом работодателей, ТПП и другими.

Госпотребинспекцией в Севастополе проводится профилактическая и разъяснительная работа с потребителями и предпринимателями путем проведения «круглых столов», освещения своей деятельности в средствах массовой информации.

Надо сказать, что деятельность госпотребинспекции в Севастополе обеспечивается профессиональным коллективом. Социальная значимость работы по вопросам защиты прав потребителей Севастополя практически во всех сферах жизни является бесспорной, и сегодня невозможно представить современное и правовое государство без такого института, как защита прав потребителей.

Вопрос защиты прав потребителей от опасных товаров и некачественных продуктов питания в работе госпотребинспекции в Севастополе всегда был приоритетным. Он и в дальнейшем не будет сниматься с повестки дня.

Другие статьи этого номера