Царь-мост над Керченским проливом

Царь-мост над Керченским проливом

УЗКОЕ МЕСТО

Ещё в античные времена люди знали, что Крым отделяется от Кавказа всего лишь не слишком широким проливом, который позже стали называть Таврическим, или Керченским. Согласно преданию, его переплывала Ио, возлюбленная Зевса, превращённая его мстительной супругой Герой в корову и гонимая оводом.

Древний историк Геродот писал, что в холодные зимы кочевники переходили пролив по льду, тогда как в летнее время, чтобы попасть на другой берег, им требовалось обогнуть всё Азовское море. В эпоху промышленного бума возникло немало проектов строительства моста через Керченский пролив, что позволило бы кратчайшим путем связать юго-запад Российской империи с Кавказским регионом. По ряду причин ни один из них не был осуществлён, сообщает «НЛО».

В самом начале 40-х годов прошлого века этой идеей заинтересовался Сталин. По некоторым сведениям, он дал поручение подготовить проект и приступить к строительству моста. На Керченский полуостров начали даже завозить некоторые строительные материалы и конструкции. Но тут началась война.

БИТВА ЗА КАВКАЗ

Одной из главных целей Гитлера, побудивших его к агрессии против СССР, был захват нефтяных месторождений советского Кавказа, ведь Германия испытывала всё возрастающий дефицит бензина и других нефтепродуктов. Летом 1942 года фашисты начали мощное наступление на юге России.

К первой половине ноября под властью оккупантов полностью оказались Ставрополье и Адыгея, Ростовская область, Черкессия и Карачай, почти полностью — Краснодарский край, Калмыкия, Кабардино-Балкария и Северная Осетия (кроме Орджоникидзе, где бои шли на западной окраине города). В Чечено-Ингушетии гитлеровцы овладели Малгобеком и отчаянно рвались к Грозному. На Эльбрусе уже развевались нацистские флаги, установленные там 22 августа горными стрелками из дивизии «Эдельвейс». Ещё раньше фашисты полностью оккупировали Крым, который фюрер называл «непотопляемым советским авианосцем в Чёрном море». Для оперативной переброски войск и техники вермахту требовалась надёжная транспортная артерия между Крымом и Кавказом.

В начале 1943 года Гитлер поручил своему министру вооружений Альберту Шпееру возвести автомобильно-железнодорожный мост над Керченским проливом. Германские инженеры тут же взялись за дело, но им ещё требовалось проложить подъездные железнодорожные пути длиной 80 км. Поэтому сначала они возвели над проливом канатную дорогу. Одновременно шла интенсивная подготовка к строительству моста. На Керченский полуостров везли из Германии металлические сваи и фермы, даже цемент, а в крымских лесах шли массовые вырубки. Показательно, что советская авиация получила приказ не бомбить возводимый объект — у Сталина были свои планы относительно его судьбы.

К весне 1943 года стратегическая инициатива на юге России перешла к нашим войскам. Как ни пытался Гитлер закрепиться на Кавказе, вермахт терпел одно поражение за другим. В этих условиях фашистам было уже не до строительства моста. 9 октября последние немецкие части эвакуировались с Таманского полуострова. Этот день считается датой окончания битвы за Кавказ. Из Крыма захватчики были окончательно изгнаны в мае 44-го. Еще продолжались кровопролитные бои за Севастополь, а перед нашими инженерами уже была поставлена задача — построить железнодорожный мост через Керченский пролив, используя германские наработки и трофейные стройматериалы.

УДАР СТИХИИ

В возведении моста участвовали порядка 12 тыс. человек. Значительную часть этого контингента составляли немецкие военнопленные. Работы проводились одновременно в разных местах. Использовалась современная по тем меркам техника: плавучие и стреловые краны, экскаваторы, передвижные электростанции, водолазные станции, множество вспомогательных судов. Для транспортировки по морю строительных конструкций наши умельцы соорудили оригинальную «гитару» — катамаран, состоявший из двух самоходных понтонов. Они же придумали портальные копры для забивки свай. Их гигантские очертания были видны над морем издалека. Под основные опоры забивали так называемые кусты 30-метровых свай.

Мост общей длиной 4452 м соединил краснодарский берег в районе косы Чушка с низменным крымским побережьем вблизи посёлка Жуковка. Сооружение состояло из километровой каменной дамбы на краснодарской стороне, 115 однотипных 27-метровых пролётов, разводного 110-метрового пролёта для пропуска крупных судов (эта уникальная конструкция поворачивалась на своей средней опоре), а также подъездных эстакад. Мост был принят во временную эксплуатацию 3 ноября 1944 года, то есть его строительство продолжалось чуть больше полугода.

Сооружение в столь сжатые сроки протяжённой транспортной магистрали над неспокойным морским проливом, да ещё в военное время, — выдающаяся инженерная победа! До середины февраля 1945 года по новому мосту прошло несколько десятков поездов с военными и народно-хозяйственными грузами. В начале второй декады февраля здесь проследовал так называемый личный поезд Ворошилова, на котором возвращалась с Ялтинской конференции глав правительств стран Антигитлеровской коалиции наша техническая делегация. По воспоминаниям очевидцев, этот поезд сопровождали в небе истребители, а по морю — боевые катера. Перед паровозом двигалась прицепная платформа, где за мешками с песком были установлены зенитки и крупнокалиберные пулемёты. Казалось, мост еще долго будет нести свою службу, но вдруг случилась беда.

С середины февраля сильный северо-восточный ветер погнал в пролив из Азовского моря мощные массы льда. Эти заторы пытались ликвидировать, используя береговую артиллерию и боевую авиацию, но безуспешно. Лёд продолжал прибывать, и мост, не имевший ледорезов, не выдержал этого напора. 18 февраля были разрушены либо повреждены 32 опоры, затем ещё 10. Надо учесть, что основным материалом моста, включая часть опор, всё же было дерево. Неодолимость стихии была столь очевидна, что за эту катастрофу, вопреки бытовавшей традиции, наказывать никого не стали.

НЕУДАЧНЫЙ ДОКЛАД

После войны в Министерстве путей сообщения СССР возникла идея восстановить мостовую переправу через Керченский пролив. Точнее — построить вместо аварийного сооружения совершенно новый, высотный мост, этакий «царь-мост». С докладом о проекте на приём к Сталину прибыл один из заместителей министра. Вождь внимательно выслушал, затем сощурился: «Царь-мост, говорите? Но ведь царя мы свергли в 1917 году». Дело тут, конечно, не в игре слов, а в том, что в послевоенный период перед нашей обескровленной страной стояли куда более насущные хозяйственные задачи. Проект «царь-моста» так и остался на бумаге.

Но вот в марте 2014 г. благодаря историческому решению народов Крыма полуостров вернулся в состав Российской Федерации. И стародавняя замечательная идея соединить Россию с Крымом через Керченский пролив теперь приобретает вполне реальную основу — былая морская граница перестала существовать.

В тему

Возможные варианты осуществления проекта века в свете сегодняшних реалий на полуострове комментирует глава Минрегионразвития РФ Игорь Слюняев. В частности, он полагает, что для строительства моста через Керченский пролив могут понадобиться средства Фонда национального благосостояния РФ. «Предложение о строительстве моста длиной 4,2 км прорабатывалось ранее с украинской стороной, было подписано соглашение в декабре прошлого года, — сказал он. — Проектно-сметная документация на строительство мостового перехода через Керченский пролив, согласно решению российского правительства, должна быть завершена государственной компанией «Росавтодор» к 1 ноября 2014 года».

«Срок строительства — два года. Не исключаю, что к реализации этого стратегического и однозначно окупаемого проекта могут быть привлечены средства Фонда национального благосостояния», — заметил Слюняев, не уточнив, сколько именно средств может понадобиться.

По оценке же министра транспорта РФ Максима Соколова, стоимость проекта может превысить 50 млрд рублей. Мост через Керченский пролив мог бы сократить транспортный путь из украинского Херсона в Новороссийск на 450 километров, а транспортный переход — обеспечить перемещение через Керченский пролив до 10 млн человек в год.

КСТАТИ: Говорит об этом проекте в своем интервью и экс-мэр российский столицы Юрий Лужков.

Другие статьи этого номера