Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 19o

Юрий ЛУЖКОВ: «Хотел бы купить пасеку в Крыму»

Экс-мэр Москвы также не против заняться проектом, который инициировал 12 лет назад, — строительством моста или тоннеля между Россией и Крымом. Бывший мэр Москвы рассказал в интервью «Известиям» о том, как можно скрепить единство...

Экс-мэр Москвы также не против заняться проектом, который инициировал 12 лет назад, — строительством моста или тоннеля между Россией и Крымом. Бывший мэр Москвы рассказал в интервью «Известиям» о том, как можно скрепить единство России и Крыма с помощью транспортной системы, о своем видении развития санаторно-курортного и туристического кластера и сельского хозяйства, а также о возможных санкциях со стороны США и ЕС.— Юрий Михайлович, вы, будучи на посту мэра столицы России, всегда помогали Севастополю. Как вы считаете, российский бизнес уже сейчас может безбоязненно инвестировать в этот город?

— Конечно. И не только в Севастополь, но и в Крым. В Крыму в первую очередь нужно решить проблемы энергообеспечения и водоснабжения — они должны идти из России. Также необходимо перевести — и это очень сложный момент — всю нормативную документацию, связанную с бизнесом, на российские законы. Тогда всё это будет работать на пользу того, что туристы из России потянутся в Крым, а вслед за ними — и бизнесмены. В качестве субъекта России у Крыма большой экономический потенциал. Нужно немедленно принять решение об инвестициях и реализовать его. В 2002 году я официально предлагал президентам России и Украины строительство Керченского перехода. Он абсолютно необходим, он свяжет Россию с Крымом или через подземный тоннель, или с помощью моста. Это было 12 лет назад, и тогда оба президента согласились с моим предложением. Кучма согласился с этим проектом, я бы сказал, чисто формально — ему неудобно было отвергать очевидное. А Владимир Путин очень искренне и активно поддержал.

— Чем закончилась эта затея?

— После этого мы создали акционерное общество, которое назвали «Керченский мост». Но затем позиция украинских властей резко изменилась в негативную сторону, а с нашей стороны не было такой мощной поддержки, которая позволила бы довести проект до завершения. Сейчас же Керченский переход должен стать одним из главных проектов, поскольку транспортное сообщение между Крымом и Россией через Украину с ее позицией, которая очевидна и которую можно прогнозировать, будет сильно осложнено. Можно его даже платным сделать, в конце концов. Средства, затраченные на строительство тоннеля, будут многократно возвращены, в мире есть примеры подобного строительства — тот же Ла-Манш. В США есть мощнейшие мостовые переходы. Мы построили тоннель на Новую Ригу, в котором наверху, в средней части, едут автомобили, а под ними проходят поезда метрополитена.

— А вы бы взялись за реализацию Керченского перехода?

— Да, и даже ОАО «Керченский мост» всё еще существует, хотя и в состоянии анабиоза. У него нет средств (по данным ЕГРЮЛ, ОАО «Керченский мост» ликвидировано вследствие банкротства 10 февраля 2011 года. — «Известия»). Оно создано как символ того, что нужно сделать. Я бы с удовольствием вернулся к этой теме, я ее хорошо знаю. Мы проработали в первичном варианте план тоннеля. Это к тому же экономически очень выгодный проект.

Керченский пролив соединяет два моря — Азовское и Черное. Если строить мост, под ним должны проходить суда высотой не более 65 м. То есть он должен быть или как в Питере — разводной, а это дорого и сложно, или очень высоким. Но высокий мост — это тоже непростая вещь. Но всё равно нужно быстро просчитать и принимать решения. Я хорошо знаю эту тему и подключился бы к ней еще раз. И специалисты есть, и исследования проведены.

— Почему раньше никто не предпринял попытку строительства такого моста?

— В 1944 году мост был построен, чтобы освобождать Крым от фашистов. Но он просуществовал недолго, поскольку строили его саперные части, у которых были сложности и с проектированием, и технические, и материальные. Однако они его построили, несмотря ни на что, и он использовался до первого ледохода. В Азовском море очень сложные паковые льды. И под их напором мост был разрушен. После освобождения Крыма и Украины от немецких войск острая необходимость в строительстве моста отпала: пользовались преимущественно паромной переправой. Никаких сложностей по перемещению людей не было: одна страна, никаких таможенных и пограничных оформлений не требовалось. Тем более было принято решение о том, что газо-, электро- и водоснабжение будет осуществляться из Украины. А сейчас этот мост можно использовать не только как автомобильный и железнодорожный переход, но и как материалопровод. Там можно пустить и газопровод, и электроэнергию, и воду с Кубани. Конечно, Крым нужно оснащать собственной энергетической базой, которая должна работать на российском природном газе.

— А в качестве кого вы готовы присоединиться к проекту? Как консультант или как инвестор?

— Пока не могу сказать. Я этой темой занимался много, докладывал двум президентам, были даже протокольные решения. Но Украина понимала, что Керченский переход с точки зрения экономической и гуманитарной очень привязывает Крым к России, что не соответствовало ее интересам.

— Какие сферы наиболее интересны с точки зрения инвестирования?

— Исключительно эффективными для Крыма будут туризм и отдых. Это освоение не только Черноморского побережья, но и Азовского. На востоке полуострова есть прекрасный неиспользуемый аэродром. Я хотел его выкупить в бытность мою мэром. Восток Крыма — это великолепные здравницы для детей. Там очень песчаное, теплое, неглубокое море — идеальное место для детских санаториев. «Артек», конечно, надо восстанавливать в его прошлом величии. Крым потенциально может стать базой отдыха всех россиян. После развала СССР мы стали северной страной, оказались ближе к полярному кругу, полюсу холода. Помимо туризма — сельское хозяйство. Уникальные возможности выращивания винограда, зерновых культур. Потрясающие возможности для пчеловодства.

— А пасеку в Крыму не хотите приобрести?

— С удовольствием! Без вопроса. Я сейчас в Калининграде пасеку организовываю. В Калужской области у меня пасека на 300 ульев, а в Крыму пасека гораздо интереснее, потому что там климат другой.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ